"Сын" – в высшей степени авторское кино. О триумфаторе фестиваля в Выборге
В Выборге завершился 22-й кинофестиваль российского кино "Окно в
Европу". Главный приз от авторитетного жюри с Игорем Толстуновым во главе
достался малобюджетной картине Арсения Гончукова "Сын", снятый на собственные деньги режиссера. С подробностями
- культурный обозреватель радио "Вести ФМ" Антон Долин.
Фестиваль
в Выборге вызывает у многих традиционный скепсис: не только не Канны или
Берлин, но даже не Сочи. Однако факт остается фактом: интересных фильмов в
России ежегодно снимается больше, чем на один фестивальный конкурс.
Доказательство тому - главный итог Выборгского смотра, во многих отношениях
исторический.
Главный
приз жюри, которое возглавлял продюсер Игорь Толстунов, достался фильму Арсения
Гончукова "Сын". Вы, вероятно, о нем еще не слышали. Что ж, еще
услышите, и сейчас для этого - самый подходящий момент. Во-первых, "Сын"
- удивительно цельное и концептуальное кино для России, традиционной страны
компромиссов, где режиссеры и продюсеры все время стремятся угодить и зрителям,
и критикам, и фестивалям, и коллегам, и Фонду кино с Министерством культуры, а
в конечном счете остаются милы только самим себе. Здесь же - никаких
компромиссов. Тягучий, но, в то же время, и затягивающий черно-белый
драматический фильм - психологический портрет немногословного молодого
человека, который ухаживает за тяжело больной матерью и готов пойти на все ради
того, чтобы поставить ее на ноги - что, кажется, уже невозможно, но истинно
любящему сыну это неважно. Любовь, впрочем, в фильме умело уравновешена тоской,
экзистенциальной тревогой, не покидающей ни зрителя, ни героя вплоть до
трагической развязки.
В целом,
типологически это совершенно европейское кино, но на узнаваемом отечественном
материале. Редкая птица. Но это только во-первых. Во-вторых, которое в данном
случае ничуть не менее важно, - фильм снят практически партизанским методом,
вне утверждений в разного рода официальных инстанциях и привычного многим заискивания
перед спонсорами и продюсерами. Гончуков давно снимает кино - это далеко не
первый его фильм, хотя можно предвидеть, что его карьеру отныне будут
отсчитывать именно с "Сына", - за свои деньги и деньги друзей. За
дешево или за бесплатно - но зато так, как ему кажется правильным. То есть,
перед нами по-настоящему режиссерское, в высшей степени авторское кино, и будь
оно даже в сто раз глупее и беспомощнее, все равно заслуживало бы восхищения.
Это,
вероятно, не может и не должно стать универсальной моделью - независимые
режиссеры тоже должны чем-то питаться, - но зато способно послужить
универсальной прививкой от конъюнктурности, стремления кому-то угодить, которым
болеют столь многие дебютанты. Будьте честны, и к вам потянутся - в том числе,
широкие зрители. Недаром приз "Сыну" выдал именно Толстунов -
продюсер, известный многими блокбастерами.
Популярное
Америка становится жертвой собственного самомнения
СЕРГЕЙ МИХЕЕВ: «В этой жизни всё так. Что-то запускается и кажется, что оно тебя не достанет. А оно, как колесо, проворачивается, проворачивается. Ты его вперёд запустил, а оно тебя по затылку как шарахнуло. Так и с Америкой, и её премудрыми технологиями цветных революций и произошло».
Западу Навальный нужен как «играющий в резерве»
СЕРГЕЙ МИХЕЕВ: «Западу выгодно, чтобы он вернулся. Я об этом говорил, когда вся эта штука развернулась. Я сразу сказал, что, как только он там задержался, сразу же здесь и доверие к нему, и репутация его стали разваливаться. Как только стало ясно, что его принимают на государственном уровне, что он выгоден иностранным государствам».
«Украинскому сознанию хочется побед»
РОСТИСЛАВ ИЩЕНКО: «Украина – глубокая мировая провинция. Помимо «выдающихся внешнеполитических побед», над Россией разумеется, необходимо иметь всегда что-то великое. Она уже была родиной изобретателя огня, плуга и колеса. Эти человечество уже не впечатлишь. Теперь можно за борщ побороться, ещё за что-то».