16:26, 09 сентября 2014

Доклад о "Боинге": почему фактов мало, а выводы кратки

В Голландии обнародован доклад экспертов, которые изучали обстоятельства крушения малайзийского Boeing в небе над Донецком. В отчете полностью исключена версия о технических неисправностях лайнера. Специалисты утверждают, что самолет был разрушен в воздухе в результате попадания в него множества посторонних объектов. При этом документ никак не указывает на возможного виновника трагедии. Эксперты не уточняют даже тип оружия, из которого мог быть сбит Boeing. В Голландии поясняют, что данные - не полные, и окончательную версию доклада можно будет увидеть в течение года. Однако на основе того, чтобы было обнародовано, удалось частично реконструировать события, которые происходили в тот день. Фрагменты этой реконструкции и выводы специалистов - в материале корреспондента "Вестей ФМ" Николая Осипова.

"Это лишь первые фактические данные, многие вопросы останутся открытыми", уверяли голландские эксперты, как бы заранее обещая, что ничего грандиозного от доклада ждать не стоит. Boeing разрушился еще в воздухе, причиной крушения стало попадание в него множества объектов, которые поразили корпус самолета с весьма большой энергией. Проще говоря, лайнер будто изрешетили шрапнелью. Никаких технических проблем на борту не возникало; судя по переговорам экипажа, до последнего момента рейс проходил в штатном режиме. Вот, собственно, и все, что сказали голландские специалисты. Главного, что ждали от них - если не прямого указания на виновника катастрофы, то хотя бы документальных свидетельств, которые помогут понять, кто сбил самолет - все это осталось за рамками отчета. Экспертам не хватило материала для изучения, заметил замглавы Росавиации Олег Сторчевой.

"Представленный комиссией промежуточный доклад, очевидно, носит характер предварительного документа и является лишь началом длительной и кропотливой работы. Важной частью этой работы должно стать исследование места авиакатастрофы и обломков воздушного судна, их выкладка. Необходимо внимательно изучать все данные радиолокации, продолжить их изучение, провести патологоанатомические экспертизы. Подобные исследования являются абсолютной догмой гражданской авиации в части расследования авиационных происшествий. Без всей этой информации нельзя говорить о каких-либо предварительных выводах относительно причин катастрофы. К сожалению, нельзя не признать, что упущено много времени, и ряд данных будет сложно изучить. Это касается исследования останков тел погибших. Нельзя также говорить о полной сохранности обломков самолёта в условиях постоянного нахождения в открытом доступе в зоне боевых действий. Тем не менее, всю эту работу необходимо проводить в целях скорейшего и объективного расследования причин произошедшей катастрофы".

Недостаток фактов и краткость выводов объясняется просто: эксперты не смогли провести полноценную работу из-за боевых действий, которые в зоне падения лайнера продолжали тогда украинские войска. В распоряжении специалистов были только черные ящики, которые удалось вытащить с поля ополченцам, и фотографии с места крушения. Так что основываться пришлось на параметрических данных, аудиозаписях с переговорами экипажа и на визуальных впечатлениях от просмотра видеокадров и фотоснимков. Всего этого - недостаточно для расследования. Украина могла бы обеспечить доступ экспертов к обломкам, но этого сделано не было, напоминает заслуженный летчик-испытатель Рубен Есаян.

"Согласно всем международным законам, обломки должны были собрать, выложить корпус самолёта из этих обломков оставшихся, и по всем повреждениям фюзеляжа можно было бы сказать, какое воздействие было на самолёт, на конструкцию самолёта. А мы с вами прекрасно видели и знаем, что Украина не обеспечила безопасность в этом районе, не объявила там перемирия, не допустила внешних экспертов к обломкам самолёта, которые могли бы по обломкам, по повреждениям этих кусков сказать, что там было повреждено тем или иным оружием".

Дефицит фактов и документов обостряется еще и тем, что до сих пор мало что известно о переговорах диспетчеров на земле, которые вели лайнер над территорией Украины. Нет данных о полете украинского истребителя, который засекли российские военные в непосредственной близости от Boeing. Совет безопасности Нидерландов привел лишь фрагмент переговоров диспетчеров из Днепропетровска и Ростова-на-Дону. Это было уже после крушения. Наземные службы искали лайнер на радарах и пытались выйти с ним на связь. Мы реконструировали этот момент на основе опубликованной расшифровки переговоров.

Ростов: Слушаю вас, это Ростов.
Днепропетровск: Ростов, вы наблюдаете малайзийский (лайнер) по ответу?
Ростов: Нет, похоже, что объект начал распадаться.
Днепропетровск: На наши вызовы он тоже не отвечает.
Ростов: И не отвечает на вызовы, да?
Днепропетровск: Да. И мы его пока не видим. Мы их развернули, они подтвердили и...
Ростов: И это все, да?
Днепропетровск: И он исчез.

Все это, впрочем, также не помогает понять, что именно разрушило самолет прямо в воздухе. Очевидно, что он был сбит, но как это произошло, пока остается тайной, констатирует заслуженный летчик-испытатель Рубен Есаян.

"Обломки самолёта упали в радиусе 15-20 километров. Это уже говорит о том, что самолёт разрушился в воздухе. А разрушиться в воздухе самолёт мог только по той причине, что произошло внешнее воздействие на самолёт. Потому что расшифровка - как в народе говорят, чёрных ящиков - показала, что все системы работали в самолёте. Другими словами, да – самолёт был сбит".

В докладе также говорится и об отклонении от маршрута. Данные радаров зафиксировали, что курс Boeing был существенно изменен. Эксперты указывают на отклонение в 3,6 морских мили. Но почему был выбран такой маршрут, неизвестно. Ранее высказывались неофициальные версии о том, что самолет могли намеренно вывести на точку поражения, чтобы сбить. Однако окончательных выводов на этот счет так и не появилось.

Более полный отчет о работе экспертов в Голландии обещают опубликовать в течение года. Но за это время многие доказательства могут быть подвергнуты искусственной корректировке, опасаются независимые наблюдатели. Уже сейчас временной фактор затрудняет работу, ведь с момента крушения прошло почти 2 месяца, а никто так и не исследовал все обломки Boeing, в которых, вполне вероятно, и могут оставаться самые важные доказательства.