18:53, 04 февраля 2015

Кризис дал шанс отечественным производителям мебели

Российский мебельный рынок оживает после январского спада - в торговые центры идут те, кто не успел купить кухню или спальный гарнитур по декабрьским ценам. Мебель вошла в пятерку товаров, которые больше всего подорожали из-за девальвации рубля. Эксперты рынка считают, что через год ситуация стабилизируется благодаря отечественным производителям. Экономический обозреватель "Вестей ФМ" Павел Анисимов продолжит тему.

Новые ценники изумляют даже состоятельных россиян: если до Нового года выставленная в одном из столичных торговых центров итальянская кухня стоила 300 тысяч рублей, то после Рождества за неё просили уже 700 тысяч. Столешница из искусственного камня переводит гарнитур в категорию цен с шестью нулями. Многие интернет-магазины не раскрывают стоимость, чтобы не шокировать потенциальных покупателей.

Три составляющих российского мебельного бизнеса - "цена, качество, спрос" - сейчас оставляют желать лучшего, подтверждает руководитель проекта "Дизайн. Отделка. Меблировка" компании "Бест-Новострой" Екатерина Дёмина. Из-за ажиотажного спроса в декабре ушли почти все товарные запасы. Сегодня обставить кухню привозной мебелью обойдётся на 30-40 процентов дороже:

"Итальянские, французские, немецкие кухонные гарнитуры со встроенной бытовой техникой тоже были раскуплены. Значительно подорожала металлическая фурнитура, фасады, особенно если они плёночные, европейского производства, то тоже значительное удорожание. Тенденция наблюдается такая, что кухни буквально через 3-4 месяца завозиться в Россию большим объёмом не будут. Только по предоплате в евро порядка 80 процентов - как гарантия того, что эта мебель будет куплена".

Через полгода итальянские или немецкие гарнитуры будут считаться роскошью, считает Екатерина Демина. Переходит в разряд элитной китайская мебель - даже она подорожала на 100 процентов. Большая часть покупателей вынужденно перейдут на отечественную продукцию. Цены в этом сегменте растут, но не так быстро - в среднем, на 10-15%, так как комплектующие и рабочая сила не подорожала в разы. Это помогает удержать себестоимость и спрос, отмечает замдиректора предприятия по производству мебели на заказ Людмила Корнилова:

"У нас - полный цикл производства, то есть мы сами изготавливаем и корпуса, и фасады. Естественно, мы используем импортную фурнитуру, но если взять какое-то изделие, в нём фурнитуры будет всего лишь 5-10 процентов от общей стоимости изделия. Поэтому на цене это сильно не отразилось - она выросла на 5, максимум 10 процентов от того, что было до долларовых скачков".

Девальвация рубля дала шанс отечественным производителям не только вернуть свою долю на внутреннем рынке, но и за счет более низких цен успешно конкурировать в Европе, полагает главный редактор журнала "Лесная индустрия" Алексей Богатырёв. В последние годы российский рынок мебели рос в основном за счет импорта. Теперь экспортные проекты становятся все более рискованными:

"В последние годы российские производители постепенно проигрывали свой рынок иностранцам. В прошлом году их доля на российском рынке составляла 47 процентов, и 53 процента была импортная мебель, которая увеличила свою долю на 5 процентов. В этом году ситуация изменится, и российские потребитель начнёт переключаться больше на российскую мебель, которая по качеству уже достаточно хороша, то есть она соответствует лучшим стандартам европейской мебели".

В мебельном бизнесе выживут сильнейшие, те, кто сможет перестроиться на отечественный рынок и будет придерживаться разумной ценовой политики, отмечают эксперты. Некоторые крупные производители начали компенсировать новогодний всплеск цен распродажами. В дни акции скидки доходят до 50 процентов.