тема: Мистрали
15:10, 15 мая 2015

Париж торгуется за каждую гайку "Мистралей"

Франция выдвинула грабительские условия по расторжению контракта по "Мистралям". Париж готов вернуть Москве около 785 млн евро. Наше требование - почти на треть больше. Кроме того, французская кораблестроительная компания предложила разделить расходы по демонтажу российского оборудования с кораблей пополам. Эти условия тоже нас категорически не устраивают. В финансовых тонкостях разрыва контракта по "Мистралям" разбирался корреспондент "Вестей ФМ" Сергей Гололобов.

"Сначала продаем "Мистрали", кому хотим, затем отдаем деньги". Это - одно из условий, которые выдвигает французская сторона. Россия категорически с этим не согласна. Наша позиция - сначала письменное разрешение, затем деньги и только потом продажа третьей стороне. Настаивать именно на таком сценарии у Москвы есть полное право, говорит главный редактор журнала "Арсенал Отечества" Виктор Мураховский.

"Дело в том, что "Мистрали" уже получили сертификат конечного пользователя так называемый. То есть сертификат страны, которая будет владеть этими кораблями. И без разрешения владельца этого сертификата, с юридической точки зрения, эти корабли никуда не могут быть переданы".

Если согласиться с предложением Парижа и ждать, когда они продадут корабли, то ведь можно ничего и не дождаться. Вероятный их покупатель - всего один. Это Китай. Но нужны ли ему вертолетоносцы в российской комплектации, задается вопросом Виктор Мураховский.

"Надо понимать, что в стоимость этих кораблей, например, входит их усиление до ледового класса. Китай, у которого нет необходимости посылать флот в Арктику, наверное, к таким затратам отнесется весьма подозрительно. И ангары переделаны под нашу технику, площадки под вооружение российское расчитаны. То есть Китай может их взять только по такой цене, которая гораздо ниже реальной стоимости затрат на постройку этих кораблей".

Но основные разногласия - по цене выплаты неустойки. Компания-производитель "Мистралей" DCNS предлагает чуть менее 800 миллионов евро. Это та сумма, которая якобы учтена в актах приемки работ. Но общие затраты российского Минобороны были несравненно выше. Их возврата мы и намерены потребовать, отмечает главный редактор журнала "Экспорт вооружений" Андрей Фролов.

"Французская сторона считает только те деньги, которые имели отношение непосредственно к строительству корпуса кораблей, его оснащения. Российская же сторона включает в свои убытки - потенциальные пока еще - те расходы, которые были понесены уже на территории России в связи с покупкой этих кораблей. А именно, создание береговой инфраструктуры на Дальнем Востоке, содержание и подготовка экипажа, разработка для него морской версии вертолета Ка-52".

Французские кораблестроители пытаются выиграть даже в малом. Так, демонтаж установленных на "Мистралях" российских систем, то есть фактически откручивание гаек предлагается финансировать вместе и поровну. Хитрость французов прямо зашкаливает, констатирует директор Центра анализа стратегий и технологий Руслан Пухов.

"Французы - люди крайне сложные. Одно могу сказать, что сейчас любой покупатель французского оружия примеряет данную ситуация на себя. И, я думаю, что вот таким неджентельменским, крайне мелким, я бы даже сказал, подлым поведением французы выстрелили себе в ноги. И, я думаю, это очень сильно подорвет их позиции на мировых оружейных рынках. Вполне возможно, что целый ряд стран задумаются, стоит ли иметь с французами дело, если они так себя ведут".

В любом случае, политической составляющей для нашей страны в деле о "Мистралях" уже нет. Остались только вопросы коммерции и права, заявил глава внешнеполитического ведомства России Сергей Лавров.

"Внешнеполитические аспекты ситуации с "Мистралями", такой аспект, как степень надежности партнеров - все это давно уже прояснено. Я больше этим вопросом, откровенно говоря, не интересуюсь, потому что он перешел в сугубо юридическую, коммерческую плоскость. Как наш президент, отвечая на подобное обращение, как-то сказал: верните деньги, как это и записано в контракте".

Париж строит свою позицию на том, что контракт прекращает свое действие по причине форс-мажора. Но российскую сторону в этом пока не уведомили. И в любом случае, мы не видим никаких обстоятельств непреодолимой силы, что собственно и называется форс мажором. В любом случае, какие то решения по исполнению контракта, или его разрыву, должны быть приняты до 25-го мая.