18:47, 13 июля 2015

Нет парковки - ходи пешком: как в крупных городах мира борются с переавтомобилизацией

В Москве хотят продажу автомобилей по принципу "одна семья - одна машина". Об этом, как сообщает агентство РИАМО, заявил глава столичного департамента природопользования Антон Кульбачевский. Он сослался на зарубежный опыт: в некоторых странах машину запрещено покупать при отсутствии места для стоянки. Чиновник подчеркнул, что жёсткие ограничения нужно принимать постепенно и аккуратно. Экономический обозреватель "Вестей FM" Павел Анисимов выяснил, что лимит на продажу машин - не единственный способ борьбы с пробками в крупных городах.

Нет машино-места - ходи пешком: такая схема давно работает в Токио. Чтобы купить автомобиль, житель японской столицы должен сначала предоставить документы, что у него есть оплаченная парковка - неважно, где она находится - в частном доме или на общественной стоянке. Иначе машину просто не продадут, рассказывает автомобильный обозреватель Игорь Моржаретто.

"Там мало того, что при покупке автомобиля надо принести справку о том, что у вас есть парковочное место. Эту справку надо принести не в автосалон, а в полицию. И полицейский придёт, чтобы проверить, что это действительно парковочное место, что оно соответствует требуемым параметрам и оплачено наперёд. И только после этого человек получит разрешение на покупку автомобиля. Кроме Токио, есть другие японские города, где та же самая система действует", - рассказывает Моржаретто.

Такой же способ борьбы с пробками рассматривают власти Пекина: по статистике, сегодня более трети водителей не имеют парковочного места и оставляют свои машины на дорогах или обочинах. Есть и другие ограничения для пекинских автолюбителей: лимит на регистрацию новых автомобилей (не больше 150 тысяч в год), а также движение по графику: если номер машины заканчивается на чётную цифру, она может выезжать на дорогу только в чётные дни. Правило "чёт-нечет" действует в Афинах. Минимальный штраф за выезд в "неправильный день" - около 100 евро. Греки обходят ограничение, покупая несколько машин: почти половина афинских семей владеет двумя машинами, а 17% - тремя.

В других европейских городов для решения проблемы пробок вынуждают граждан пересаживаться на велосипеды и общественный транспорт. Например, для жителя Лондона иметь машину - дорогое удовольствие: платный въезд в город, дорогая парковка и очень высокие штрафы. Сингапурский способ борьбы с заторами - один из самых эффективных, но самый драконовский, даже по сравнению с китайским. Власти не только ограничивают продажи машин в Сингапуре, но и с помощью налогов поднимают стоимость ввезённых на остров автомобилей в 3 раза. И это ещё не все расходы - постановка нового автомобиля на учёт обойдётся владельцу в полторы стоимости машины.

Идея московских чиновников ограничить число машин на семью отчасти решит проблему с пробками, но это не панацея, отмечает обозреватель издания "Клаксон" Кирилл Сазонов. Опыт зарубежных коллег показал, что работает только комплекс мер.

"Это и введение платы за парковку, что и у нас сделано, это и дифференциация тарифов на парковку, то есть в центре - дороже, на окраинах - дешевле, это и введение платного въезда в центр города, это и ограничение количества машин на семью. Всё это, безусловно, должно дать эффект. Вопрос в том, в какой связке все эти сценарии будут реализованы", - рассуждает Сазонов.

Глава столичного департамента Антон Кульбачевский признал, что вводить жёсткие ограничения по числу машин на семью рано, ведь столичные автомобилисты очень негативно относятся к любым лимитам. Подобные меры будут приниматься постепенно и с учётом общественного мнения.