16:05, 02 ноября 2015

Катастрофа в Египте может похоронить "Когалымавиа"

Акции Airbus Group сегодня упали почти на 2%. Так инвесторы отреагировали на новости о падении A321 в Египте. Крушение лайнера "Когалымавиа" стало крупнейшей авиакатастрофой в истории российской авиации. Некоторые эксперты не исключают, что авиакомпания испытывала финансовые трудности. В бухгалтерской отчетности перевозчика разбирался экономический обозреватель "Вестей FM" Павел Анисимов.

Финансовое положение "Когалымавиа" не лучше, но не хуже, чем у других российских авиаперевозчиков. Компания специализируется на популярных у россиян курортных направлениях. Египетские Хургада и Шарм-эль-Шейх этим летом остались единственными зарубежными курортами, туры на которые стабильно продавались. Тем не менее, у "Когалымавиа" могли быть проблемы с финансами. В прошлом году чистая прибыль авиакомпании упала в десятки раз - с 87 до 2,5 миллионов рублей. А долговые обязательства превысили миллиард рублей. Независимый авиаэксперт Андрей Крамаренко полагает, что финансовые показатели "Когалымавиа" могли быть гораздо хуже. В августе прошлого года от авиаперевозчика ушел основной заказчик - туроператор TUI, который загружал примерно половину рейсов "Когалыма":

"Когда у вас уходит базовый клиент, у вас падает загрузка, падает выручка, пассажиропоток. Соответственно, у вас должно ухудшаться финансовые показатели. И то, что он показали за 2014 год, меня очень сильно удивило. Тем более что компания непубличная - там может быть всё что угодно. Перед глазами пример "Трансаэро", отчетность которой выглядела достоверно. А потом выяснилось, что отчётность компании за предыдущие годы была несколько неверной".

В мае этого года Пенсионный фонд выявил в "Когалымавиа" задолженность по страховым выплатам почти на 33 миллиона рублей. По информации LifeNews, членам экипажа A321 выплачивали зарплату с большой задержкой. Так, второй пилот разбившегося лайнера в последний раз получил зарплату за июль.

До последнего времени не было понятно, сколько самолётов эксплуатирует "Когалымавиа". Представитель авиакомпании заявил: в ее парке после катастрофы осталось 4 А321. При этом на сайте указаны 2 A320 и 7 A321.

Оставшиеся самолёты сейчас проходят внеплановую проверку Ространснадзора. От итогов инспекции зависит дальнейшая судьба "Когалымавиа": если она выявит нарушения, то до их устранения ведомство может приостановить сертификат компании. В такой ситуации ей будет сложно пережить несколько недель простоя, замечает главный редактор портала Avia.ru Роман Гусаров:

"Любая приостановка деятельности авиакомпании влечёт огромные расходы на поддержание жизнедеятельности - воздушные суда всё равно надо обслуживать, зарплату сотрудникам платить. А с учётом нынешней экономической ситуации простой авиакомпании даже в месяц может привести к непоправимым для неё последствиям и просто невозможности, уже финансовой, возврата к операционной деятельности".

После катастрофы депутаты Госдумы вновь предложили ограничить возраст самолетов. По их мнению, пассажирские суда должны быть не старше 12 лет. Разбившийся Airbus был выпущен в 1997 году. Большинство стран уже вводят жесткие критерии по сроку службы эксплуатируемых лайнеров. Например, Индии и Китае введено ограничение на возраст бортов, взятых в операционный и финансовый лизинг. По словам экспертов, это позволило снизить средний возраст авиапарков местных авиакомпаний.

Если предложение депутатов будет одобрено, "Когалымавиа" придётся сменить весь авиапарк: самый "свежий" самолёт эксплуатируется уже почти 13 лет.