20:34, 02 ноября 2015

Самописцы "расскажут", как падал А321

Разбившийся в Египте А321, по данным черных ящиков, не подавал сигнал бедствия. Об этом сообщают СМИ. Однако специалисты уточняют, что без расшифровки самописцев утверждать подобное нельзя. Сейчас известно, что черные ящики не повреждены, они в хорошем состоянии и с большой долей вероятности позволят восстановить детали последнего полета разбившегося авиалайнера. Корреспондент "Вестей ФМ" Александр Санжиев разбирался в особенностях работы самописцев и выяснял, какие именно ответы рассчитывают найти эксперты с помощью этого оборудования.

Разговор пилотов перед катастрофой полностью записан на магнитной ленте бортового аварийного регистратора. Его еще называют черным ящиком. Потому как внутри - неизвестность. Но на самом деле он ярко-оранжевого цвета. И их два. Один записывает переговоры экипажа, другой - параметры полета. Скорость, высота, курс, крен и еще до пятисот показателей от разных датчиков по всему лайнеру, рассказывает заслуженный летчик России, кандидат технических наук Владимир Попов.

"Вот влево я на 5 градусов нажал, отклонил его, вот так он и запишет, что ручка была отклонена в эту секунду в это время, с указанием времени, на 5 градусов. Потом возвращена через 0,3 секунды в нейтральное положение. Температура масла, давление масла, гидросистема, какое на входе, на выходе, аккумулятор, гидроаккумулятор сколько держал давление, напряжение в сети будет записано".

Обычно аварийные самописцы размещаются в хвосте воздушного судна - там больше шансов их сохранности при катастрофе. Самолет, как правило, падает носом в землю. Но вот поведение российского лайнера в небе над Синайским полуостровом, по словам экспертов, было уникальным, рассказывает Вадим Лукашевич.

"Взлетев, наверно, 20-22 минуты он нормально набирал высоту. И вот за эти 20-22 минуты переходит в горизонтальный полёт, секунду летит горизонтально, а потом внезапно за минуту резко, находясь на этой высоте, набирает ещё километр. Представляете, то есть за 20 минут 9 километров с половиной, а потом за одну минуту ещё километр. Естественно, что вот в этом наборе он задирает нос и срывается в штопор. Почему это может быть? Это может быть система управления".

Что все-таки стало причиной катастрофы, теперь получится узнать после расследования. Известно, что оба самописца в хорошем состоянии. И это не счастливая случайность. Корпус черного ящика выполнен из титана. Изнутри он покрыт асбестовой оплеткой. Полностью герметичен. Это позволяет ему выдержать удар от падения с высоты 10 тысяч метров, находиться в воде на глубине полукилометра в течение месяца либо находится в огне 15 минут. Для удобного поиска самописцев в них встроены световые и радиомаяки. Они включаются при ударе и соприкосновении с водой, рассказывает заслуженный летчик России, кандидат технических наук Владимир Попов.

"У нас есть случай, когда французский Airbus упал в Атлантику, достали регистрационную аппаратуру, вот эти средства объективного контроля, практически только через 3 года со дна океана, и она осталась, в общем-то, информативной. Тогда было расследование закончено только, и получили информацию, из-за чего и по какой причине это всё произошло".

После нахождения самописцы доставляют в лабораторию. Сначала эксперты вскрывают корпус. Потом достают ферримагнитную пленку, которая больше похожую на леску, с записью переговоров экипажа. Голоса отделяют от шумов в специальной компьютерной программе. Все делается на слух. Каждый сотрудник лаборатории отлично знает английский язык, в том числе лексику радиообмена. В этот момент составляется протокол переговоров экипажа, рассказывает авиаэксперт Вадим Лукашевич.

"Лётчики не всегда успевают связаться с землёй, допустим, а всё равно все переговоры и вообще как это всё происходило в последние секунды, они всегда записываются".

Далее переходят к расшифровке ленты с данными о физических показателях полета. Все цифры отображаются либо в специальной компьютерной программе, либо прибором печатаются на бумаге, объясняет Владимир Попов.

"Если в ленточном варианте, бумажном, допустим, это шириной будет лента идти сантиметров 30-40 шириной, и каждый её сантиметр по графику высоты будет расписан, а каждый сантиметр будет ещё разделён на 2-3 миллиметра и тоже сигналы там прописаны".

Когда ленты обоих самописцев полностью расшифрованы, данные синхронизируют. Получается модель катастрофы. На ее основе эксперты пишут заключение о причинах крушения. По статистике, 80% катастроф произошли из-за человеческого фактора. Лишь 20% - отказ техники. То есть из каждых 5 воздушных катастроф 4 случаются по вине экипажа. Все ленты с последними переговорами, криками пилотов, шумами горящих двигателей, грохотом разваливающихся фюзеляжей и ударами о землю, хранятся в архивах. Эти данные помогают конструировать более совершенные лайнеры и менять правила для того, чтобы в будущем таких катастроф не повторилось.