тема: Кредиты
19:24, 04 апреля 2016

Чистка "Центробуви": компания оказалась на грани банкротства

Крупнейшая в России обувная сеть оказалась на грани банкротства. В компании "Центробувь" введена процедура наблюдения по причине непогашенного кредита. Общая сумма долгов, накопленных за последние годы, составляет около 25 миллиардов рублей. По словам экспертов, вернуть эти деньги практически нереально. При этом компания по-прежнему ежегодно обслуживает десятки миллионов человек. Что будет, если компанию закроют, выяснял экономический обозреватель "Вестей ФМ" Валерий Емельянов.

"Центробувь" есть практически в каждом городе. Она лидирует и по количеству торговых точек, и по числу продаваемых пар. Ежегодно россияне тратят здесь более полутриллиона рублей. Сеть очень хорошо поднялась в предыдущий кризис. Она одной из первых освоила нишу дешевой, но приемлемой по качеству обуви. Сеть расширялась в основном за счет дорогих банковских кредитов. Когда рост продаж прекратился, компании пришлось массово закрывать торговые точки. Например, в прошлом году были ликвидированы 250 магазинов, а в этом всего за 3 месяца - еще около 100 штук. За предыдущие месяцы кредиторы более 500 раз подавали иски против "Центробуви2, в том числе несколько раз о банкротстве. До последнего времени компании удавалось держать удар, но теперь неожиданно она согласилась пройти процедуру наблюдения. По сути, это - первый этап на пути к банкротству. Однако гендиректор "Infoline-Аналитика" Михаил Бурмистров полагает, что ситуация гораздо сложнее:

"Очевидно, что погасить долг на условиях, на которых он привлекался, компания не сможет. Долг будет реструктуризирован, часть его должна быть списана. Надо понимать, что в случае банкротства сети для кредиторов есть очень большие риски, связанные с тем, что магазины открыты на других юрлиц, а товарные запасы практически ничего не стоят".

Суд постановил ввести наблюдение из-за долга в размере всего 4 миллиона рублей, причем по иску малоизвестной молодой компании. По словам экспертов, "Центрообувь", вероятно, сама инициировала процедуру либо воспользовалась удобным моментом, чтобы шантажировать действительно важных кредиторов. Поскольку с компании взять нечего (все магазины - в аренде, а оборотный капитал - в товаре), то, по всей видимости, банкиры позволят обувному ретейлеру заниматься бизнесом, как и раньше. Правда, не исключены ответные выпады, например, новые иски о банкротстве. Все это не обязательно приведет к ликвидации торговой сети. Вероятно, она останется и даже сохранит свою долю на рынке.

Если же "Центробуви" не удастся договориться с кредиторами, то российский рынок в любом случае от этого никак не пострадает. Сейчас у россиян - огромнейший выбор дешевой обуви, как импортной, так и местной, замечает коммерческий директор Fashion Consulting Group Ануш Гаспарян:

"В первую очередь, нижний сегмент представлен недорогими брендированными ретейлерами, такими, как "Центробувь", Centro, "Маттино", "Монро", Kari. Также этот сегмент представлен noname-игроками в гипермаркетах, таких, как "Ашан", Metro, на рынках, в дисконтных магазинах с уцененными товарами и в магазинах-складах производителей".

Чтобы получить представление о том, насколько огромен и вариативен в России рынок обуви, достаточно сказать, что "Центробувь" при ее гигантских оборотах занимает всего 6% продаж в стране. То есть при случае долю компании легко поделят между собой ее ближайшие конкуренты.