19:23, 13 апреля 2016

Криминальный бизнес на благотворительности: как распознать аферистов

В социальных сетях все чаще начали появляться так называемые "фейковые" объявления о помощи. Как правило, неизвестные люди собирают деньги на операции детям, лекарства, помощь инвалидам и даже на содержание приютов. Однако на самом деле все пожертвования отправляются в карманы аферистов. Как псевдоблаготворителей отличить от настоящих альтруистов, рассказывает корреспондент "Вестей ФМ" Александр Санжиев.

Благотворительные организации России жалуются на небывалую активность аферистов. Молодые люди в парках и скверах собирают деньги якобы на лечение больных детей, на помощь приютам и покупку еды бездомным. В социальных сетях слезно умоляют перечислить деньги на банковский счёт для лечения младенцев. Естественно, давят на жалость. И зачастую это срабатывает. Однако на деле выясняется, что вся душераздирающая история - выдумка, а собранные деньги на помощь - не что иное, как выручка мошенников. С подобной ситуацией столкнулась и директор московского приюта для животных "Альма". После того как в учреждении произошёл пожар, она бросила клич о помощи. Вот только вместе с волонтерами на него откликнулись ещё и нечистые на руку люди, говорит Людмила Бычкова:

"Нашлись люди, которые после такой беды, случившейся с нашим приютом, стояли у метро, в переходах, выпрашивали деньги якобы для восстановления приюта, для кормления животных, которые пострадали от пожара. Но эти люди никакого отношения к приюту не имели. Они хотели на нашем горе заработать".

Как правило, за многими людьми, просящими милостыню в метро, на улицах и вокзалах, стоят целые криминальные структуры, которые не пускают чужаков на эту территорию и имеют так называемую "крышу". Большая часть денег идет именно организаторам этого прибыльного, но незаконного бизнеса. Некоторые подающие об этом догадываются, но успокаивают себя мыслями вроде "зачтется на том свете" или "не оскудеет рука дающего". Мошенники этим и пользуются, отчего бизнес цветет пышным цветом. И, что самое интересное, привлечь к ответственности за это практически невозможно, говорит юрист Александр Боломатов:

"Как правило, ввиду незначительности тех сумм говорить о том, что лицам, которые внесли эти деньги, причинен существенный ущерб, не приходится. Поэтому, как правило, за уголовно-правовой защитой никто и не обращается".


Если на улицах и в метро еще как-то можно разогнать попрошаек, то в социальных сетях - нереально. От этого объявления, порой с абсолютно одинаковыми фотографиями, но разными диагнозами, появляются словно грибы после дождя. С одного аккаунта просят перевести на QIWI-кошелек деньги для "тяжелобольного мальчика", с другого - на банковскую карту неким инвалидам. Кто скрывается за этими страницами, определить проблематично. Да и за подлинность объявления администрация ресурсов ответственности не несёт, говорит гендиректор агентства "Социальные сети" Денис Терехов:

"Социальные сети - это огромная территория, как рынок. Или как городская площадь, где каждый сам за себя. И поэтому никаких волонтерских организаций для проверки объявлений не существует. И когда вы видите то или иное объявление, вы на свой страх и риск жертвуете деньги, помогаете каким-то людям. Другое дело, что существуют проверенные, известные общественные организации, которые занимаются аккумулированием помощи, они сами ищут людей, которым требуется помощь".

Удивительно, но и даже у вопле легальных организаций зачастую появляются клоны, и от их имени начинают собирать деньги. Поэтому даже их нужно проверять, говорит координатор благотворительного фонда "Линия жизни" Ольга Абашина:

"В социальных сетях мы постоянно находим группы, которые пишут, что они - представители "Линии жизни". Опять же, там появляется информация с нашего сайта, только другие расчетные номера. С этими группами мы быстро расправляемся. У нас есть верифицированные группы в социальных сетях, мы пишем сразу в службу поддержки, сообщаем о том, что произошла такая вот ситуация, служба поддержки молниеносно реагирует - и уже через 2-3 минуты этой группы не существует!"

Благотворители настоятельно советуют помогать людям через официальные фонды - так можно защититься от мошенников и получить отчет о проделанной работе. Но если хочется все-таки пожертвовать напрямую, то нужно запомнить следующие моменты: объявления мошенников выглядят как рекламные листовки, в тексте много восклицательных знаков,  эмоциональных слов, номера телефонов и фотографии присутствуют в других публикациях, а на странице, как правило, нет какой-либо информации.