13:54, 31 августа 2017

“Короче”: одиссея лилипута

В Венеции стартовал 74-й международный кинофестиваль. Звезды европейского и голливудского кино - Ребекка Хоул, Эдгар Райт, Аннет Бенинг и многие другие  - прошлись по ковровой дорожке. Фильмом открытия стала сатирическая комедия Александра Пэйна “Короче”, в которой главную роль сыграл Мэтт Деймон. Дневник фестиваля ведет кинообозреватель “Вестей FM” Антон Долин.

Открытие Венецианского фестиваля, как всегда, было многословным и помпезным: дамы в невообразимых платьях неостановимой чередой следовали друг за другом по красной дорожке, папарацци заполнили остров Лидо, на котором проходит старейший в мире кинофорум. Но, пожалуй, элегантней всех была Аннетт Беннинг, оскароносная американская актриса, в этом году возглавившая жюри: впервые после нескольких “мужских" лет председатель - женщина. И это остроумное продолжение прошлого года, когда главой жюри был Сэм Мендес, режиссер, принесшей Беннинг славу своей “Красотой по-американски”.

Из мужчин же, конечно, самый бурный прием со стороны фанатов и прессы был обеспечен Мэтту Деймону. В этом году он представит здесь сразу 2 ожидаемые конкурсные премьеры: вторая, “Субурбикон” Джорджа Клуни, придется на выходные, а первая - долгожданный “Короче”, открывший Венецианский фестиваль. Режиссер ленты Александр Пэйн - один из самых популярных режиссеров американского независимого кино. Его маленькие, согревающие душу и всегда забавные картины знамениты на весь мир, хотя сделаны с крохотным, почти символическим бюджетом. Это “О Шмидте” (вероятно, последняя великая роль Джека Николсона), “На обочине” с Полом Джиаматти, “Потомки” с тем же Джорджем Клуни, черно-белая и трогательная “Небраска”. На их фоне “Короче” - проект почти монументальный. Это сатирическая то ли утопия, то ли антиутопия о мире недалекого будущего, в котором норвежские ученые придумали панацею от главных бед человечества: перенаселенности Земли и экологического коллапса. Норвежцы предлагают уменьшать всех желающих до размеров нескольких сантиметров. Что это даст? Лишь резкое улучшение качества жизни: в мире лилипутов ты можешь позволить себе роскошный особняк, ужин в шикарном ресторане, да и вообще любой шопинг - цены там тоже в десятки раз ниже. Герой картины, скромный физиотерапевт Пол Сафранек, решил пойти на эксперимент вместе с любимой женой, но, придя в себя после операции, обнаружил, что она в последний момент испугалась и отказалась: он совершенно один. Здесь и начинается его одиссея.

Деймон - видимо, лучший современный артист на роль маленьких незаметных людей, а Пэйн еще и добавил ему в компанию Кристофа Вальца и Удо Кира, двух превосходных европейцев. Куда и каким маршрутом ведет личный путь маленького человека Сафранека? Вероятно, к осознанию того, что капиталистические блага - не самое важное, как и спасение планеты от всех, реальных и воображаемых, бед. Куда важнее попробовать понять, кто ты такой и к чему стремишься в жизни, увидеть людей вокруг себя и научиться ценить их со всеми их несовершенствами. Довольно банальные идеи и путанный и затянутый сценарий превращают изначальный зрительский восторг в скепсис: похоже, “Короче” не станет сенсацией года, как предрекали критики и рыночные эксперты. Но для открытия гуманистического фестиваля фильм о ценности каждого из нас, о значимости маленьких вещей и людей - выбор совершенно уместный.