11:17, 01 сентября 2017

"Форма воды": "Человек-амфибия" по-голливудски

Самой яркой премьерой и первым лидером симпатий 74-го Венецианского фестиваля стала фантастическая сказка мексиканского режиссера Гильермо дель Торо "Форма воды". Картина отчасти напомнит "Человека-амфибию", если бы этот советский блокбастер пересняли сегодня в Голливуде. О фильме подробнее рассказывает кинообозреватель "Вестей ФМ" Антон Долин

"Форму воды" мексиканского волшебника Гильермо дель Торо встречали восторженно, зрители в зале плакали от наплыва чувств, овации продолжались долго. Но значит ли это, что фильм обречен на приз? Не факт, ведь это, строго говоря, жанровая и как бы коммерческая картина, пусть и не помещается ни в один известный формат - как, собственно говоря, все лучшие ленты режиссера: "Хребет дьявола" и "Лабиринт фавна", "Кронос" и "Хеллбой".

С другой стороны, дель Торо - все-таки, большого художника, а никак не коммерсанта от кино, - здесь давно ждали. Он участвовал в Венецианской Мостре лишь единожды, со стародавним хоррором "Мутанты". А "Форма воды", над которой режиссер работал шесть лет, - один из самых личных его фильмов. К тому же, дель Торо - один из трех амиго, как называют себя он и его друзья и ровесники, мексиканские режиссеры Альфонсо Куарон и Алехандро Гонсалес Иньярриту. Первый потряс Венецию дважды - фильмами "И твою маму тоже" и "Гравитация", второй открывал фестиваль своим "Бердменом", теперь настала очередь дель Торо.

"Форма воды" - причудливейший гибрид. С одной стороны, это современная и нецензурированная версия истории о красавице и чудовище: только красавица здесь - немая уборщица, а чудовище - монстр из глубин Амазонки, привезенный для исследований в тайную лабораторию в США. С другой стороны, социально-политическая притча: действие происходит в 1962 году, в разгар холодной войны, так что найдется место и для нетерпимости, и для паранойи, и даже для советских шпионов. Вспомним, между тем, что именно в 1962 году на экраны вышел советский "Человек-амфибия", фильм с очень похожим сюжетом, которого мексиканский режиссер никогда не видел. С третьей же стороны, метафора дель Торо выходит далеко за пределы сказочного жанра и аллюзий на ситуацию в мире. Его герои - не только монстр и уборщица, но и ее чернокожая подруга и друг-художник - скрывающийся гей.

"Форма воды" - необычная, изысканная и трогательная история любви, но вместе с тем - картина о том, как подозрительность, нетерпимость, ненависть превращают в монстра даже самого порядочного человека, а способность принять другого как равного и увидеть в уродстве красоту - мощная магическая сила, которая творит чудеса.

Сюжет картины разворачивается прихотливыми скачками, не давая зрителю заскучать, музыка лучшего современного композитора Александра Деспла перемежается со старыми мюзиклами и танцевальными номерами оттуда, а цветовое решение фильма создает иллюзию, будто все его действие разворачивается под водой: Салли Хоукинс, Майкл Шэннон, Майкл Сталберг, Ричард Дженкинс, Октавия Спенсер, - все эти осыпанные премиями артисты чудо как уместны и хороши, но всех переигрывает давний друг и соратник дель Торо Даг Джонс, здесь выступающий в костюме таинственной Амфибии. Говоря проще, перед нами фильм-событие, и хочется верить, что жюри Венецианского фестиваля тоже это признает.