12:04, 05 сентября 2017

"Три билборда близ Эббинга, штат Миссури": черная комедия с блестящим будущим

На Венецианском фестивале появился фильм-фаворит: "Три билборда близ Эббинга, штат Миссури". Такое сложное название дал своей черной комедии Мартин Макдонах, знаменитый на весь мир ирландский драматург и режиссер, автор нашумевшего "Залечь на дно в Брюгге". Сыграли в картине Фрэнсис Макдорманд, Вуди Харрельсон и Питер Динклейдж. Кинообозреватель "Вестей ФМ" Антон Долин прочит фильму прекрасную фестивальную судьбу.

В отличие от Александра Пейна, Гильермо дель Торо и Джорджа Клуни, других венецианских конкурсантов, Мартин Макдонах лишь изредка снимает кино, а больше известен как театральный деятель: от "Человека-подушки", успешно идущего и во многих российских театрах, и до недавних прогремевших "Палачей". Он остается звездой мировой драматургии, чьи парадоксальные, остроумные, абсурдные и трагические тексты одинаково востребованы в Лондоне, Нью-Йорке и, например, Перми. Но широкая публика лучше знает и больше любит его по черной комедии "Залечь на дно в Брюгге" и фарсу "Семь психопатов".

"Три биллборда близ Эббинга, штат Миссури" - третья полнометражная картина Макдонаха, и снова американская. Но, в то же время, разумеется, универсальная и международная, поскольку лишь поверхностно можно оценивать ее как сатирический слепок Америки Трампа. На самом же деле, перед нами своего рода ревизионистский вестерн, фильм о расследовании и мщении, великолепная драма характеров, в которой нашлось место и для фирменного макдонаховского юмора.

Главная героиня, которую играет лауреатка "Оскара" и вообще великая актриса Фрэнсис Макдорманд, - мать, оплакивающая свою изнасилованную и убитую дочь. За семь месяцев преступник не найден, и она решается на демонстративный жест: арендует три рекламных щита неподалеку от места убийства и размещает на них обращение к шерифу города: "Жертва есть, а арестов до сих пор нет, как же так?" Весь город, до сих пор сочувствовавший ей, постепенно настраивается против - тем более, что все симпатизируют шерифу (эту роль сыграл Вуди Харрельсон), достойному и честному человеку, пусть и не сумевшему разрешить загадку.

Так начинается война одинокой женщины со всем городком, которая приведет к непредсказуемым и драматическим последствиям. Среди участников схватки - и помощник шерифа, маменькин сынок, садист и расист, роль которого близко к гениальности исполнил Сэм Рокуэлл, и карлик, торговец подержанными автомобилями, роль которого поручена звезде "Игры престолов" Питеру Динклейджу, и сын героини, которого сыграл Лукас Хеджес, памятный по "Манчестеру у моря".

Действительно звездный состав, но звездами в нем выглядят даже не самые известные актеры, настолько блестяще с ними работает Макдонах. Его диалоги одновременно поэтичны и правдоподобны, и сам фильм - абсурдистское расследование, но и глобальная метафора тупика, в который ставит нас смерть близкого, заставляя действовать даже там, где поля для действия, казалось бы, не существует.

Нет сомнений - эта картина, встреченная в Венеции бурной овацией, будет замечена и "Золотым глобусом", и "Оскаром". А пока что любопытно узнать, как оценит ее жюри.