16:15, 06 октября 2017

Без бумажки не взлетишь

В Пулкове будут требовать предъявить бумажные билеты. Со следующего года питерский аэропорт вернется к старым правилам проверки документов. До самой посадки в самолет пассажир должен будет иметь на руках посадочный талон, паспорт, а также распечатанный билет. В аэропорту объясняют, что правила меняются в соответствии с предписаниями надзорных органов. В Пулкове уже объявили, что ожидают роста очередей. Обозреватель "Вестей FM" Валерий Емельянов разбирался в теме.

В аэропорту Пулково ужесточают правила проверки документов - пассажир должен будет предъявить распечатку своего электронного билета, причем как минимум 2 раза - при регистрации, а затем при проходе в предполетную зону. Это неожиданное требование появилось в связи с тем, что аэропорт обязали соблюдать действующие правила Воздушного кодекса. Хотя по факту бумажные билеты уже давно не используются в России, формально их не отменяли, и проверяющие лица усмотрели в этом нарушение. В Пулкове нам рассказали, что предписание было сделано Ространснадзором и прокуратурой. О причинах такого решения им ничего не известно. Комментирует пресс-секретарь аэропорта Маргарита Потехина.

ПОТЕХИНА: Ранее мы проверяли на входе в "стерильную зону" посадочный талон, выданный при регистрации на основании предъявления и проверки билета, и документ, удостоверяющий личность. В связи с требованиями контролирующих органов в адрес аэропорта Пулково теперь мы будем проверять - с января 2018 года - также наличие билета у пассажира при входе в "стерильную зону".

В аэропорту говорят, что вместе с авиакомпаниями обращались в Минтранс с просьбой упростить федеральные правила, но получили отказ. Телефоны министерства и Ространснадзора молчат. Аэропорты Москвы отказались комментировать эту тему, ссылаясь на Минтранс. На вопрос о том, будут ли они вводить правила проверки бумажных билетов по примеру Пулкова, нам не ответили. Ситуация немного странная, говорит главный редактор портала Avia.ru Роман Гусаров. Воздушный кодекс не требует наличия билета именно в бумажном виде, тем более если у пассажира есть на руках посадочный талон, выданный ему при регистрации. Это не просто карточка с номером рейса и места в самолете, а документ строгой отчетности.

ГУСАРОВ: Именно по нему отчитываются компании о перевезенных пассажирах, ведется их учет. По нему производится посадка на борт воздушного судна. Поэтому я считаю, что требование иметь еще и распечатанный билет - избыточное. Я не понимаю, на основании чего сейчас предъявляются такие требования официальными структурами.

Из текста Воздушного кодекса, на который ссылаются в Пулкове, действительно не следует, что пассажир обязан носить с собой билет. Более того, в статье 105 о документах говорится, что право проезда может быть оформлено в электронном виде. А можно и в виде бумажной выписки, но - по желанию самого пассажира. Тем не менее Пулково, а возможно, и ряд других аэропортов России,  уже в январе может начать требовать эти распечатки на входе в предполетную зону (на регистрации за проверку билетов отвечают авиакомпании). Петербургская воздушная гавань предупреждает, что готовится к наплыву в январе "безбилетников". Там признаются, что пока не придумали, как решить эту проблему. Продолжает Маргарита Потехина.

ПОТЕХИНА: Конечно, на первом этапе мы ожидаем, что будет некоторое замедление потоков на входе в контролируемую зону, потому что потребуется проверка еще одного документа. И это неизбежно повлияет на скорость обслуживания. Какое-то время уйдет на адаптацию. Со временем, мы ожидаем, сложностей уже не будет.

Однако со слов экспертов и самих транспортников становится понятно, что очередей в предполетной зоне, скорее всего, не допустят. Предписание можно соблюсти формально, спрашивая у пассажиров билеты, но не наказывая тех, у кого их с собой нет. Кроме того, возможно, авиакомпании будут сами распечатывать электронные билеты на всех пассажиров сразу и выдавать их на стойках регистрации тем, кто не взял копию с собой. Все эти требования могут действовать до тех пор, пока не отменят предписание либо не будет изменена та часть федеральных полетных правил, которая входит в противоречие с Воздушным кодексом.