20:41, 13 октября 2017

Никогда не говори “да”: можно ли лишиться пенсии по телефону

Екатеринбуржцы активно предупреждают друг друга в соцсетях о новых мошенниках, жадных до пенсий. Вернее, до накопительных их частей. Действуют они от имени негосударственного пенсионного фонда  и только по телефону. “Ответишь трижды “да” - потом голос используют и переведут твои деньги”, - делятся опасениями жители.  Можно ли лишиться части своей пенсии таким образом и почему екатеринбуржцев насторожили телефонные звонки, выясняла корреспондент “Вестей FM” Татьяна Григорьянц.

“Здравствуйте! Вам звонит ваш пенсионный фонд. Вы заключили с нами договор, мы хотим вам сообщить о состоянии вашего пенсионного счёта”: звонки на мобильные номера телефонов екатеринбуржцев, как они пишут в соцсетях, начинаются примерно одинаково. Дальше жители отвечают тоже примерно по одной схеме:

- Я ничего с вами не заключал.

- Значит ваш работодатель заключил. Ваша дата рождения - 01.01.1981?

- Да.

- Сообщите, пожалуйста, свой адрес, чтобы мы могли вам высылать уведомления о состоянии вашего пенсионного счёта.

Потом предупреждают: после разговора вам позвонят с другого номера ещё раз и зададут 3 вопроса, на которые вы должны ответить "да". Вопросы примерно такие: "Вы Иванов Иван Иванович? Вы заключали договор? Договор у вас на руках?".

Спустя минут 15 следует звонок с мобильного номера, и оператор задает те самые вопросы. “И вот тут главное - не сказать “да”!, - предупреждают на своих интернет-страницах те, кто уже попался на это. - Потому как идентифицируют ваш голос - и привет накопительной части пенсии - уйдет мошенникам”. Вполне возможно, соглашается президент Национальной ассоциации негосударственных пенсионных фондов Константин Угрюмов. Мошеннических схем по отъёму денег у будущих пенсионеров много.

УГРЮМОВ: Это ни для кого не секрет, что эти базы данных можно купить в любой подворотне. Естественно, этим пользуются мошенники. Они берут эту базу данных и вводят в заблуждение граждан. Возможно, делают это недобросовестные удостоверяющие центры, которые имеют базы данных застрахованных лиц и используют их для перевода гражданина без его согласия из одного негосударственного пенсионного фонда в другой.

Впрочем, юрист Илья Мурылев с ним не согласен. Технически, даже имея голосовые данные клиента, сделать подобный перевод невозможно.

МУРЫЛЕВ: Процедура передачи средств пенсионных накоплений регламентируется законом “О негосударственных пенсионных фондах”. Собственно, основанием является заявление лица, у которого находятся там накопления. Технически это маловероятно. Имея только голос, невозможно перевести денежные средства из одного фонда в другой, поскольку это будет являться прямым нарушением закона.

То есть, пока вы заявление не напишите в пенсионный фонд - государственный или негосударственный, никто, даже обладая записями вашего голоса, никакие переводы сделать не сможет. Кроме того, перевод из одного фонда в другой, а, соответственно, и средств - дело не сиюминутное. Это занимает довольно много времени, говорят эксперты. Другое дело, что таким образом могут проверяться и уточняться какие-то данные человека.

МУРЫЛЕВ: Вероятно, что лица, которые представляются сотрудниками НПФ, просто подтверждают персональные данные, полученные из каких-либо других источников, для возможного дальнейшего использования в каких-то других целях.

В любом случае пенсионные фонды чаще предпочитают общаться в эпистолярном жанре - ежегодно присылать письма о состоянии счета или изменении реквизитов. Если начались звонки - нужно насторожиться, уверен Угрюмов.

УГРЮМОВ: Ни один уважающий себя негосударственный пенсионный фонд не занимается обзвоном, задаванием идиотских вопросов, тем более действуя по схеме “да-да-нет-да”. Это абсолютные мошенники. Надо просто посылать таких мошенников по адресу, известному нашему населению, и прекращать с ними всякое общение.

Хотя руководитель отдела маркетинга одного из негосударственных пенсионных фондов Дмитрий Назаркин говорит, что бояться общения с фондом по телефону не стоит. Это, как правило, делается в интересах самого же клиента.

НАЗАРКИН: Звонят, да. Правда, в конкретных случаях - для проверки контроля качества работы агентов или для подтверждения заявки клиентов на перевод. Эти звонки осуществляются не агентами и не брокерами, а собственной внутренней службой безопасности фонда.

То есть звонят только тогда, когда человек написал заявление и хочет перевести часть своей пенсии в этот фонд. Если он этого не делал, то беспокоить его могут только брокеры и страховые агенты, предлагая услуги фонда. Без уточнения персональных данных. И если эти агенты начинают вести себя агрессивно или собирают информацию - стоит обратиться с письменной жалобой в сам фонд - с “товарищами” разберутся. Ну а если вам не нравится, что эти самые брокеры в принципе откуда-то узнали ваш номер телефона и атакуют рекламой, привлечь их  к ответственности можно за незаконное использование персональных данных.