тема: ОСАГО
17:35, 01 декабря 2017

Страховое лобби продавливает повышение тарифов по ОСАГО

Страховщики отобьют у граждан желание обращаться к автоюристам с помощью повышенных тарифов и налогов с судебных выплат. В отраслевом союзе предлагают отменить действующие в ОСАГО надбавки к полису. При этом в проблемных регионах, в которых автовладельцы часто прибегают к помощи сомнительных посредников, тариф будет гораздо выше, чем сейчас. Обозреватель "Вестей FM" Павел Анисимов - подробнее. 

Страховое лобби настаивает на пересмотре тарифов по ОСАГО. Вместо надбавок к полису (коэффициента территории, возраста и стажа водителя, мощности автомобиля) будут индивидуальные тарифные коэффициенты для автовладельцев. Начальник управления методологии страхования Российского союза автостраховщиков Михаил Порватов приводит пример: в регионе с убыточным ОСАГО, где компании не хотят работать, нужно повысить стоимость полиса в 5 раз - для всех. При индивидуальных тарифах автовладельцы-нарушители будут платить гораздо больше, чем сейчас. Для остальных страховка останется на том же уровне или даже подешевеет.

ПОРВАТОВ: Возможно, страховщики будут давать скидку при установке на транспортное средство телематических устройств. Пробег, кстати, тоже, на мой взгляд, важен. Возможно, будут учитываться нарушения правил дорожного движения, количество и степень тяжести этих нарушений.

Кроме того, введение свободного тарифа ОСАГО поможет очистить рынок от мошенников и автоюристов, убеждены в союзе автостраховщиков. Сегодня половина выплат страховых компаний по суду - это как раз штрафы, неустойки, оплата услуг юристов и экспертов. Всё начинается с того, что автовладелец не может получить выплату по страховке. Судиться некогда, поэтому он находит юриста, который выкупает у него дело. Дальше юрист идёт в суд и получает со страховой компании не только деньги за ОСАГО, но и крупный штраф, если дело затянулось.  

Тогда страховщики придумали новую хитрость - они передают данные о выплатах в налоговую инспекцию. Дело в том, что сумма штрафа и неустойки облагается налогом. Речь идёт о десятках и даже сотнях тысяч рублей. Автовладелец даже не подозревает, что ему через юриста начислен какой-то доход, помимо страховой выплаты, говорит директор московского офиса компании Tax Consulting Эдуард Савуляк.

САВУЛЯК: Безусловно, штраф является доходом, и налог с него платить надо. Если так получилось, что по бумагам этот доход идет в пользу физлица, интересы которого автоюрист представлял, то есть человек расписался, как обычно, не глядя, а автоюрист себе эти деньги присвоил, то, естественно, раз по бумагам так, то налог должен платить тот, кто подмахнул бумажки. То есть - физлицо.

Судя по опросам, переход на "плавающие" тарифы по ОСАГО поддерживают больше половины российских автовладельцев. Между тем некоторые автоэксперты - против нововведения. Оправдание новых тарифов борьбой с "чёрными" юристами не вяжется с недавними поправками в закон об ОСАГО, которые отменили денежные выплаты по страховке. Теперь при оформлении полиса автовладелец может рассчитывать только на ремонт в сервисе. Комментирует заместитель главного редактора проекта "Авто Mail.ru" Юрий Урюков.

УРЮКОВ: Стоимость полиса "автогражданки" вырастет, потому что страховые компании не устают нам заявлять, что у них - убыточный вид бизнеса, что им нужно обязательно пополнять свои бюджеты. Естественно, автомобилистам это невыгодно. И надежда на то, что благодаря конкуренции будут снижаться ставки, предлагаться выгодные условия, она минимальна. Это грозит тем, что "автогражданкой" будут пользоваться всё меньше автомобилистов.

Эксперты напоминают о ещё одном новом спорном правиле - обязательной наклейке знака "Шипы" на машины с шипованной резиной. По версии гаишников, это нововведение уменьшит количество аварий зимой, так как водители будут знать, что тормозной путь у впередиидущего автомобиля - якобы короче. Однако многочисленные тесты показали, что на мокром асфальте шипованная резина скользит, как на коньках, но наклейку "Шипы" никто не отменил: с апреля она должна быть на задней части машины. В правилах не указано точное место, куда надо клеить знак. Так что совершенно не обязательно лепить наклейку в левом углу заднего стекла, как иногда требуют инспекторы. Также нет нормы, устанавливающей, что знак "Шипы" должен быть виден за 20 метров. Главное, чтобы он был установленного размера - не меньше 20 сантиметров по каждой стороне. Летом отдирать знак "Шипы" совершенно не обязательно. Даже если на машине будет летняя резина, никакого наказания за наклейку не предусмотрено.