13:55, 26 декабря 2017

ДТП с автобусом в Москве: первые выводы экспертов

Продолжается расследование обстоятельств трагедии у станции метро "Славянский бульвар", где пассажирский автобус вчера въехал на лестницу подземного перехода. Погибли 4 человека, 11 получили ранения. Пострадавшие получат компенсации. Основные версии причин случившегося - водитель не справился с управлением, либо машина была неисправна. Управлявший автобусом Виктор Тихонов сегодня госпитализирован, его допросы продолжатся после разрешения врачей. Подробности - у обозревателя "Вестей ФМ" Сергея Артемова.

Водитель машины - Виктор Тихонов - был сразу задержан полицейскими и в первые минуты после трагедии рассказал, что перепутал педали тормоза и газа, когда пытался перепарковаться. Автобус, по его словам, вынесло на тротуар, и он ничего не смог сделать - тормозная система якобы не сработала. Это лишь одна из версий, которую проверяют специалисты и следователи, рассказала старший помощник руководителя Главного следственного управления Следственного комитета России по Москве Юлия Иванова.

ИВАНОВА: Следствием рассматриваются различные версии случившегося, проверяются слова водителя о неисправности тормозной системы автобуса. К настоящему моменту изъята и изучается вся необходимая документация, а также записи с камер видеонаблюдения. Назначены судебно-медицинская и судебно-техническая экспертизы, проведен дополнительный осмотр места происшествия. Следствие просит всех очевидцев трагедии обратиться в следственное управление по ЗАО.

Кроме того, рассматривается и другая причина - водитель не справился с управлением. Уже возбуждено уголовное дело, продолжает Юлия Иванова.

ИВАНОВА: По факту оказания услуг, не отвечающих требованиям безопасности, а также нарушения ПДД и эксплуатации транспортных средств.

Пресс-служба группы "ГАЗ", которой принадлежит завод-изготовитель автобуса, привела данные собственных специалистов, которые полагают, что водитель "с большой долей вероятности не задействовал ни одну из тормозных систем, не говоря о простой возможности торможения двигателем".

Автобус ЛиАЗ-5292 был принят в состав подмосковного государственного предприятия Мострансавто в конце прошлого года. Чуть ранее, когда началась массовая закупка этой модели, Мострансавто подчеркивало ее надежность в сообщении на своем сайте, где в частности, говорилось: "Тормозная система автобусов ЛИАЗ-5293 - одна из наиболее надёжных на сегодняшний день. Даже при условии полного отключения всей системы энергоснабжения транспортного средства, тормозная система остановит его благодаря автономному источнику энергии. Каждый новый автобус ЛиАЗ снабжен системой АВS, позволяющей предотвратить занос и обеспечивающей высокую управляемость машиной в момент торможения, что увеличивает безопасность пассажирских перевозок".

На форумах профессиональных водителей автобусов не раз отмечалась особая деталь управления тормозом на новых ЛиАЗах:

"При открытых дверях тормозная система блокирует возможность движения. Поэтому иногда не ставят на нейтраль и стояночный тормоз, хотя требования безопасности гласят совершенно иное".

"Для справки: на новых машинах при постановке на "ручник", после недолгого ожидания автоматическая коробка отключается с передачи в нейтральный режим, несмотря на нажатую клавишу "Драйв". После снятия с ручника всё возвращается вновь и машина едет".

Некоторые отмечали неудобное расположение и размер педали тормоза:

"К педали газа претензий нет, а вот тормоз по-прежнему дубовый. Чтобы стоять на светофоре, нужно прикладывать немаленькие усилия. У меня с непривычки первые дни ноги сильно уставали. А если водитель еще и маленького роста, а сиденье высоко, то управлять будет совсем неудобно и сложновато".

Водитель мог просто запутаться в логике переключений тормозов - даже при своем большом стаже. По некоторым данным, он вышел вчера на линию подменить напарника и вообще впервые сел за руль именно такой модели автобуса. Между тем, как пишет портал "Лайф", недавно на предприятие приходила комиссия ГИБДД. Результаты инспекции были печальными: ЛиАЗы выпускались на маршруты с серьёзными неисправностями, в том числе и тормозной системы. Следствие проверит упомянутые сведения - и это будет главным направлением его работы. Допросы же водителя Виктора Тихонова приостановлены по уважительной причине, отметила Юлия Иванова.

ИВАНОВА: В настоящее время водитель автобуса госпитализирован в одну из городских больниц. Следователи приступят к проведению следственных действий с ним после соответствующего разрешения врачей.

Компания "Согаз" - страховщик ответственности предприятия Мострансавто - выплатит компенсацию пострадавшим. По 2 миллиона 25 тысяч рублей получат родственники погибших, а выплата раненым будет рассчитываться в зависимости от тяжести их травм и стоимости лечения.