11:06, 05 января 2018

Буйным пассажирам тут не место

Черные списки дебоширов теперь могут появиться и у железнодорожных компаний, и у автобусных. Правда, только тех, что занимаются дальними перевозками.

В начале декабря 2017 года президент Владимир Путин одобрил законопроект, по которому списки дебоширов могут составлять авиаперевозчики, и на основании этих списков отказывать особенно буйным пассажирам в покупке билетов. Как пассажиры могут угодить в список, а главное, смогут ли из него вычеркнуть тех, кто исправился? Рассказывает корреспондент "Вестей ФМ" Татьяна Григорьянц.

Не успели отгреметь новогодние куранты, как открыли печальную статистику транспортных дебошей 2018 года. 2-го января под Житомиром водителю автобуса международного рейса пришлось высадить всех пассажиров, потому как один из них - в сильном алкогольном опьянении - угрожал взорвать икарус, размахивая гранатой в руке. Пассажиры спешно покинули автобус, на место приехала полиция. 21-летнего "взрывателя" задержали, граната, к счастью, оказалась муляжом.

Еще одна история случилась уже в небе, на борту самолета, летевшего из Владивостока в Москву. Один из пассажиров устроил настоящий скандал - пытался подраться с двумя другими пассажирами, а также требовал посадить борт в Новосибирске. Дебошира скрутили и по прилету в Москву передали полиции.

Несколько лет подряд авиаперевозчики добивались законодательно разрешить им составлять черные списки тех, кто устраивал скандалы на борту. Наконец, в декабре 2017 года такой закон подписал президент России. Теперь за дебош в самолете или поезде человек может сесть в тюрьму на 5 лет, либо ему придется заплатить штраф от 300 до 500 тысяч рублей, либо отработать несколько сотен часов общественных работ.

Только в списке "Аэрофлота", по некоторым данным, порядка 10 тысяч фамилий в черном списке буйных пассажиров. Но не продавать им билет компания сможет лишь по решению суда. Железнодорожные и автобусные компании, которые занимаются дальними перевозками, тоже хотят вводить подобные списки. Но им это сделать будет не так-то просто, говорит заместитель председателя Общероссийского объединения пассажиров Илья Зотов.

ЗОТОВ: Если отсутствует альтернативное сообщение, то есть, если пассажир не может добраться до определенного города, то в отношении него такие правила не должны работать. Тем не менее, мы вместе с перевозчиком готовы обсуждать, какие меры и ограничения на таких людей следует наложить. Это делается лишь для того, чтобы эти люди просто не нарушали правил проезда.

То есть, если нет иного способа добраться человеку из пункта А в пункт Б, кроме как на автобусе, где он устроил скандал, или в поезде, где он не давал покоя целому вагону - компания не будет иметь возможности не продать билет неспокойному пассажиру. Однако ему все равно придется поплатиться за свое хулиганство. Вероятнее всего - посредством штрафа. Если же транспортная альтернатива есть, перевозчик вправе решить - вносить хулигана в собственный черный список или не вносить, говорит Илья Зотов.

ЗОТОВ: Сам перевозчик определяет для себя - необходимо ему это снятие, либо нет. Перевозчик регулирует это для себя своей прибылью: если ему это интересно, брать эти ограничения и всем разрешить проезд, значит, перевозчик это решает.

Сам перевозчик будет решать и то, кого из списка "неблагополучных" вычеркивать. А про общий федеральный список пока речи не идет. И вот это - большое упущение как уже принятого закона, касающегося авиаперевозчиков, так и инициативы со стороны автобусных компаний, замечает председатель Союза пассажиров, член общественного совета при Минтрансе России Кирилл Янков. 

ЯНКОВ: Чтобы это было зафиксировано судом, а суд, в качестве дополнительной меры наказания может применить такую меру, как внесение в черные списки на определенный срок. При этом черные списки должны быть как-то публично доступны. Если они доступны перевозчикам, то понятно, что они должны быть доступны всем. 

Впрочем, скорее всего, законы эти будут малоэффективны даже с учетом данных поправок, считает Кирилл Янков. Граната в одно и то же место дважды не падает, говорит председатель Союза пассажиров, член общественного совета при Минтрансе России Кирилл Янков. 

ЯНКОВ: Мы не верим в эффективность этого закона по одной причине – рецидивность. То есть повторяемость у одних и тех же лиц такого рода правонарушений крайне низка. Человек, один раз надебоширивший в самолете и получивший за это наказание, как правило, повторять этого уже не будет.

Кроме того, общественники опасаются, что из-за необходимости технического оснащения автобусов и вагонов поездов средствами фиксации нарушений дебоширов может подорожать стоимость билетов.