тема: ОСАГО
17:12, 20 февраля 2018

Больше двух – нет ПВУ: как изменятся выплаты по ОСАГО

Больше двух не сталкиваться! Вернуть старую норму закона об ОСАГО подумывают в Минфине. А именно: возмещать убытки от своих страховых компаний пострадавшие смогут лишь, если в аварии было не более двух машин. То, что сейчас прямое возмещение работает и в случае массовых аварий, по мнению чиновников ведомства, создает путаницу для страховщиков, и якобы в итоге многие пострадавшие рискуют оказаться без денег. Сходного мнения придерживаются и в Российском союзе автостраховщиков. В теме разбирался обозреватель "Вестей ФМ" Сергей Артемов.

Закон об ОСАГО позволяет прямое возмещение убытков. То есть пострадавший в аварии может сразу идти в собственную страховую компанию и получить компенсацию. Год назад в норме появилась поправка, согласно которой прямое возмещение стало действовать при авариях с любым количеством машин. И теперь Минфин намерен откатить положения закона в исходную норму: деньги сразу – только если в ДТП было два участника: виновный и пострадавший. Аргумент ведомства, как сообщает его пресс-служба: "Применение новых норм о множественности транспортных средств на практике вызывают проблемы, в частности, в случаях обоюдной вины, банкротства одного из страховщиков, отсутствие страхового полиса у одного из участников ДТП. Данные факты вызывают неопределенности в применении норм, а также влекут отказы в страховом возмещении".

Полностью поддерживает чиновников и Российский союз автостраховщиков. Его исполнительный директор Евгений Уфимцев указывает на безошибочную схему получения компенсаций пострадавшими в массовых авариях, которая вновь заработает, если прямое возмещение будет ограничено.

УФИМЦЕВ: Нужно обращаться в компанию виновника – как раз компания виновника, собрав все заявки от разных участников – потому что может быть несколько виновников, несколько пострадавших – и видя всю картину и лимиты, которые в этом случае превышаются или нет, осуществляет общее урегулирование убытков по всему этому сложному ДТП. Как раз в этом проблема возникала – обратившись в свою страховую компанию, потребитель мог получить выплату, по которой потом с него – если появились бы какие-то новые претенденты, а страховщик его собственный не видит этих претендентов – потребовали бы либо возврат каких-то денег, либо дополнительные платежи.

Компенсация будет надежной, но не быстрой. В массовых авариях ущерб получают несколько машин и общая сумма выплаты, как правило, легко упирается в 400-тысячный лимит. А страховая виновника, надо полагать, по одному лишь протоколу ДТП расставаться с такой суммой не пожелает. И потребует выяснения всех обстоятельств в суде. На это нужно немалое время. Возврат к старому правилу – как отмечают чиновники и менеджеры страховых компаний – позволит избежать путаницы во взаиморасчетах, сократит поток писем и общение юристов между страховщиками. В общем, намек на то, что полисы могут подешеветь после сокращения накладных расходов.

По данным статистики от РСА, за прошлый год механизм прямого возмещения убытков был использован в 1,5 миллионах страховых случаев. Общие выплаты составили 94 миллиарда 200 миллионов рублей. И только в 2 тысячах пострадало более двух автомобилей – меньше 0,1%. Подобная экономия страховщиков на канцелярии, вероятно, никак не отразится на цене договоров.

Отдельно в Союзе оговаривают случаи, когда у виновника массового ДТП может вообще не быть полиса или полис выдан компанией, у которой недавно отобрали лицензию. Возмещение придется выбивать самому или же поможет сообщество, говорит Евгений Уфимцев.

УФИМЦЕВ: У нас на сегодняшний момент очень четко и прозрачно построена система: если у человека-виновника нету полиса вообще, то нужно идти в суд и судиться с этим человеком. Если у этого человека есть полис, но компания является банкротом или у нее отозвана лицензия, то обращаться необходимо в РСА. При многосторонних ДТП.

Закон об ОСАГО в скором времени ждут поправки – в основном технические, на уровне запятых и междометий в тексте. Но в Минфине и РСА уверены, что вопрос о прямой выплате ущерба окажется в их числе и депутаты примут решение по нему уже нынешней весной.