тема: ОСАГО
19:06, 07 марта 2018

ОСАГО подержанной натурой

Ремонт из старых запчастей: закон об ОСАГО позволяет потерпевшим получать возмещение от страховщиков двумя путями – деньгами или натурально, то есть восстановлением автомобиля в сервисном центре. Последний вариант не очень любят страховые компании. Более того, Российский союз автостраховщиков обсуждает идею использовать при таком ремонте старые или бывшие в употреблении детали. Для некоторых категорий автомобилей это единственный возможный путь, уверяют игроки рынка ОСАГО. И поправки только узаконят то, что уже фактически происходит. В истории разбирался обозреватель "Вестей ФМ" Сергей Артемов.

К натуральному возмещению по ОСАГО – то есть попросту ремонту разбитой машины за счет страховой компании, – автовладельцы относятся настороженно. Слишком много непонятных моментов в этой процедуре. Еще больше сомнений породили слухи, что страховщики намерены использовать старые – бывшие в употреблении – запчасти и рассчитывать ремонт уже по их ценам. Опровергает эти опасения начальник управления по методологии урегулирования убытков РСА Андрей Маклецов. Он напоминает, что закон об ОСАГО нигде не содержит понятие не новых запчастей. А поправки, предлагаемые РСА, касаются работы экспертов-оценщиков.

МАКЛЕЦОВ: В тех ситуациях, когда проводится экспертиза автомобиля, который официально в Россию не поставлялся, он берет стоимость необходимой запасной части не из справочника, официально утвержденного РСА, как оно положено по закону, а проводит так называемое статистическое наблюдение – анализ рынка в своем регионе по данным запасным частям, выводит среднюю стоимость, которая учитывается в стоимости ремонта. А те данные, которыми он пользовался, он вносит в свое экспертное заключение.

Да, здесь запчасть может быть новой или б/у, если новых нет физически. И это относится, прежде всего, к восточным регионам России, где много автосекондхенда из соседних стран, продолжает заместитель гендиректора "Ингосстраха" Илья Соломатин.

СОЛОМАТИН: Например, в Дальневосточном Федеральном округе, где преобладают машины с правым рулем, те марки, которые не выпускаются на территории РФ. Нет комплектующих, нет складов, нет возможности их оперативно доставить и тем самым соблюсти требования закона об ОСАГО, ФЗ-40. Если мы говорим о новых запчастях из Японии или Кореи, например, мы прекрасно понимаем, что с момента заказа этой детали до ее прихода в сервис проходит срок, зачастую превышающий требования закона. Потому страховщик и, соответственно, сервис не могут выполнить требования по натуральному ремонту. И это – одна из ключевых проблем.

Напомним, по закону у страховщиков есть 20 дней на денежную выплату пострадавшим либо 30 дней на организацию ремонта. При любой задержке клиент может требовать немалый штраф. Отсюда – паллиативным вариантом РСА видит введение исключений по срокам как раз в случаях, когда детали приходится искать днем с огнем. При этом владельцы и европейских машин жалуются на ремонт по ОСАГО. А именно тех марок, которые уже не поставляются в Россию, или вообще снятых с производства за рубежом. Им отказывают в техцентрах, страховщики на этом фоне предлагают им деньги, а денег этих на самостоятельно организованные работы не хватает. Клиентам страховых компаний, замечает Андрей Маклецов, стоит задумываться о таких ситуациях при покупке полиса, а не уже после аварии.

МАКЛЕЦОВ: Если машина подпадает под требование приоритетного восстановительного ремонта – а я напомню, что это машина гражданина РФ, зарегистрированная у нас, – ничего подобного! В таких ситуациях страховщик должен выдавать направление на ремонт. Другое дело, может быть, действительно у конкретного страховщика нет договора, но это страхователь при заключении договора может посмотреть, потому что перечни станций, с которыми страховщик работает по ремонту каких-то автомобилей, должен быть на интернет-сайте страховщика.

Поправки к закону, которые предлагаются на рассмотрение Центробанка, по уверению игроков страхового рынка, не нацелены на экономию на водителях, но призваны лишь обеспечить саму возможность ремонта. Искренность этих аргументов регулятор всесторонне оценит в своем решении.