18:52, 03 сентября 2018

"Динамические" дорожные знаки приведут к новым штрафам?

В России вскоре начнут устанавливать так называемые динамические дорожные знаки. Они будут регулировать скорость движения, принимая во внимание погодные условия. Сейчас разрабатывается необходимая документация. Что изменится на дорогах? В этом разбирался обозреватель "Вестей FM" Борис Бейлин.

Динамические знаки – это часть интеллектуальной транспортной системы, отдельные элементы которой уже действуют на улицах городов и на скоростных трассах. К примеру, в столице на крупных магистралях установлены электронные табло. На них выводится информация о пробках, авариях и погодных условиях. Также есть "умные" светофоры. Они могут менять длительность зеленого или красного сигнала в зависимости от дорожной ситуации.

Сейчас речь идет об установке динамических знаков ограничения скорости. Пока их планируется использовать только там, где обычная разрешенная скорость – не менее 90 километров в час. Скажем, при тумане электронный знак автоматически будет меняться. И показывать величину ограничения не 90, а 60 километров.

Интеллектуальная система – это связь с водителем в реальном времени, отмечает автоэксперт Роман Гуляев.

ГУЛЯЕВ: Желательно, чтобы те, кто отвечает перед нами за эту дорогу, с нами как-нибудь общались. Сообщали бы водителям, что здесь – пробка, а здесь – затруднение. Такие вещи помогают понять, что происходит.

Де-факто динамические знаки уже существуют, напоминает автомобильный обозреватель "Вестей ФМ" Игорь Моржаретто. Их можно видеть, к примеру, на МКАД или на трассе М-4.

МОРЖАРЕТТО: Есть щиты переменной информации. На них, среди прочего, выводятся знаки, которые регулируют скоростной режим в зависимости от погоды. К примеру, пошел дождь. Нужно сбросить скорость. Зачем в ливень ехать со скоростью в 130 километров в час? Такие знаки уже существуют. Такие системы развиваются на скоростных дорогах. В Москве это – на МКАД, на некоторых магистралях. Сейчас предлагается ввести это в ГОСТ. Хорошо – появится новый ГОСТ.

По данным СМИ, новый ГОСТ разрабатывает подведомственный Минтрансу Дорожный научно-исследовательский институт. Эта норма предусматривает размещение подобных знаков на автомагистралях и скоростных дорогах. На обычных городских улицах такая система не нужна, полагает Игорь Моржаретто.

МОРЖАРЕТТО: При городских скоростях такая система, может быть, и не нужна. В городе человек привыкает к какой-то обстановке и часто механически не обращает внимание на знак. Он ведь знает, что здесь – такая-то скорость. А вот для трассы это – очень актуально.

Ныне существующие динамические знаки, по сути, не являются запрещающими, а просто информируют водителя о разрешенной скорости. Их нет в ГОСТе, а значит, за нарушения такого скоростного режима нельзя штрафовать, говорит Роман Гуляев. А вот когда такие знаки будут внесены в нормативы, положение изменится.

ГУЛЯЕВ: Сейчас эти динамические знаки есть. Но к исполнению не обязательны, потому что они не соответствуют текущим ГОСТам. Если в ГОСТ это будет введено, то будут и штрафы. И это будут странные штрафы. Ведь любой сбой электроники – и вместо 130 загорелось 30. И что? Все машины сразу штрафуются?

Действительно, связать динамические знаки с камерами видеофиксации не составит труда. И тогда водителям нужно будет быть более внимательными.

Динамические знаки используют и за рубежом. А, к примеру, в Швеции пошли еще дальше. Там уже несколько лет существуют своеобразные динамические "лежачие полицейские". Их еще называют "умными" ямами. Перед пешеходным переходом в дорогу вмонтирована плита. Тут же установлен радар. Если водитель соблюдает правила и сбрасывает скорость, чтобы пропустить людей, плита остается на уровне дорожного покрытия. Машина идет свободно, не ощущая препятствия. Но если радар показывает, что скорость выше допустимой – плита опускается на насколько сантиметров. Образуется небольшая яма. В нее попадает машина нарушителя. Автомобиль трясет, и водитель вынуждено снижает скорость, как если бы он наехал на обыкновенного "лежачего" полицейского.