11:48, 07 сентября 2018

Кинольвы-2018: фавориты и "темные лошадки"

На 75-м Венецианском фестивале завершился показ конкурсных картин. Завтра жюри под председательством мексиканского режиссера, лауреата "Оскара" Гильермо дель Торо вынесет свой вердикт. Предварительные итоги кинофорума подводит кинообозреватель "Вестей ФМ" Антон Долин.

В конкурсе безоговорочный фаворит критиков – "Рим", он же "Рома" Альфонсо Куарона, сногсшибательный и пронзительный черно-белый фильм-воспоминание о детстве режиссера в 1970-х, снятый им самим как оператором. Для режиссера "Гравитации" и одной из серий "Гарри Поттера" это поразительная эволюция и смелый шаг в сторону. Этому фильму все наперебой прочат "Золотого льва", вспоминая и о том, что президент жюри Гильермо дель Торо – соотечественник, ровесник и просто друг Куарона, но как бы все эти факторы не сработали против такого результата.

В конкурсе есть и другой мексиканец, ничуть не менее яркий, хотя совсем иной: экспериментатор и поэт от кинематографа Карлос Рейгадас, чья трехчасовая интимная сага "Наше время" тоже погружает зрителя в мир одной семьи, гармония которой нарушена изменами жены – пусть и легализованными мужем. Последователь Тарковского и самобытный режиссер Рейгадас до сих пор ни разу не уезжал с фестивалей без наград; "Наше время" – пятый его фильм.

Ждут поощрений и для яркой "Фаворитки", исторической костюмной комедии о любовном треугольнике с участием трех женщин, причем одна из них – королева Англии: этот как бы коммерческий, а на самом деле своеобразный и оригинальный проект греческого режиссера Йоргоса Лантимоса вызвал объяснимый восторг.

Понравились публике и два вестерна, хотя оба лежат в области скорее жанрового коммерческого кино, нежели авторского – "Братья Систерс", экранизация французом Жаком Одиаром одноименного романа, и антология в шести частях от братьев Коэнов "Баллада о Бастере Скраггсе".

Неоднозначную, но безусловно сильную реакцию вызвал ревизионистский, социально-политический фильм ужасов итальянца-космополита Луки Гуаданьино "Суспирия": учитывая любовь дель Торо к жанру, можно предположить, что эту ленту он тоже не забудет.

Под конец фестиваля в конкурсе показали еще одну "темную лошадку" – "Соловей" австралийки Дженнифер Кент, единственной женщины-режиссера в конкурсе, вслед за ее же дебютным хоррором "Бабадук", заинтриговал и разделил аудиторию. Это жестокий и магически-затягивающий фильм-путешествие о женщине, освобожденной из заключения в Тасмании начала XIX века, которая хочет отомстить мужчине-насильнику за убийство ее семьи.

Говоря короче, фестиваль получился очень разнообразным – и тем непредсказуемее будут его результаты.