16:45, 18 октября 2018

Виновный не платит: с пешеходов снимут ответственность за ДТП

Безнаказанные виновники. Пешеходы теперь смогут бегать на красный свет бесплатно. Нет, от копеечных штрафов ГИБДД их никто не освобождает. Зато о куда более серьезных расходах они, скорее всего, могут забыть. Госдума рассматривает поправки в закон о страховой деятельности, которые запретят страховщикам взыскивать ущерб с пешеходов, из-за которых произошли аварии. Компании в этой связи, скорее всего, повысят тарифы полисов каско. Еще один проект, внесенный депутатами, касается коммерческих камер видео- и фотофиксации. Их размещение, вызывавшее негодование многих водителей, планируется узаконить только на аварийных участках дорог. Подробности новостей автомобильной сферы – у обозревателя "Вестей FM" Сергея Артемова.

Стремительный рывок на "красный" – визг тормозов. Но реакция водителя не всегда бывает мгновенной. И потому, увы, – удар, и бегущий через дорогу человек получает синяки и шишки – в лучшем исходе. А у машины вылетают фары, трескаются бамперы, гнётся крышка капота и порой выстреливают подушки безопасности. Наезд на пешехода – кошмарный сон любого автомобилиста. Судебные дела строятся фактически на презумпции их вины, что подтверждает и закон, говорит партнер адвокатского бюро "Деловой фарватер" Александр Казусь.

КАЗУСЬ: Имеется ли вина пешехода в ДТП, если мы говорим о наезде конкретно? При этом нужно понимать, мог ли человек, который управляет транспортным средством, избежать того, что произошло. Проще говоря, из-за того, что транспортное средство является объектом повышенной опасности, на него возлагаются дополнительные обязательства в сравнении с теми, какие есть у иных субъектов на дороге. При установлении этого фактора возможна как гражданская, так и административная, и уголовная ответственность. Не обязательны, но в абсолютном большинстве случаев они есть.

Но даже если водитель признается невиновным или вина – так тоже бывает – обоюдно делится с перебегавшим дорогу, для него наступает неприятная реальность: где искать деньги на ремонт машины? У пешеходов, как известно, полисов ОСАГО не бывает. И полисы каско, опять же, есть не у всех водителей. Те, у кого есть, получают возмещение от страховой. Сама же страховая компания имеет полное право истребовать свои расходы у пешехода-виновника. Причем даже в самом печальном случае – когда виновник этот гибнет под колесами. Иск тогда направляют скорбящим родственникам. Пока направляют. Госдума в первом чтении приняла поправки Минфина, которые эту практику запретят. То есть, заплатив по каско и не имея возможности вернуть эти деньги от виновника аварии, страховая компания получит конкретный убыток в каждом аналогичном случае.

Между прочим, почти треть всех ДТП на российских дорогах – наезды на пешеходов. Да, статистика также отмечает, что в 4 из 5 этих наездов виновны водители. Но и пешеходы, получается, провоцируют более 10 000 происшествий в год. Страховщикам останется одно: если убытки по каско увеличатся, им придется для сведения баланса увеличить и тариф. Насколько – юристы страховых компаний не готовы ответить, не получив закон уже в принятом виде на руки. Но есть и другой взгляд: и сейчас, и в будущем разбирательства с исками к виновным пешеходам упираются в долгие судебные дела, констатирует Александр Казусь. Так что компенсацию водителям проще изначально списывать в убытки.

КАЗУСЬ: Как правило, страховые компании в принципе эти ситуации стараются обходить стороной. Им и без того хватает текущих споров по страховым выплатам и по взысканиям, в том числе с виновных, чтобы углубляться еще и в такие процессы, которые не просто, скажем так, приостановлены на какое-то время, а в которых необходимо дождаться приговора по уголовному делу и так далее. Это – достаточно долгоиграющий процесс.

Если удорожание каско и произойдет в итоге, оно вряд ли станет значительным – все-таки его ровным слоем разнесут по всем подобным полисам. Но изменение правил почувствуют все водители. И нет гарантий, что пешеходы, узнав о снятии впредь с них финансовой ответственности, не станут более беспечными, пересекая улицы и загородные шоссе.

О загородных шоссе тоже не забывают в Госдуме. Готовится законопроект о размещении коммерческих камер фото- и видеофиксации нарушений. Это занятие стало доходным бизнесом во многих регионах, и водители реагируют на камеры довольно нервно, а порой – и бьют операторов, которые их обслуживают. Новый документ подразумевает разумный принцип – что камеры не должны быть источником обогащения, а прежде всего – инструментом безопасности. И значит – нет смысла их размещать на длинных, открытых и прямых участках, где порой водители могут и превысить скоростной режим в 90 километров в час, например. А вот перед опасными поворотами, или на извилистых участках, или у перекрестков, где скорость ограничена порой минимальными пределами, они будут нужны.

Маскировку камер тоже предлагается запретить. Проект еще не поставлен на рассмотрение, но эксперты отмечают, что в треугольнике концессионного договора "владелец камеры – ГИБДД – местные власти" именно за последними остается решающее слово при определении мест размещения приборов фиксации. И критерий аварийности рассчитывается обычно не по статистике полиции, а из предположений чиновников муниципалитетов, у которых есть главная задача – наполнять бюджеты. Без полной передачи коммерческих камер под надзор ГИБДД поводы для раздражения водителей чрезмерным, на их взгляд, контролем никуда не денутся.