13:53, 16 января 2019

Идеалист, перфекционист и образец для подражания: Василию Лановому – 85

Народному артисту, актеру театра и кино Василию Лановому исполняется 85 лет. Более 60 из них он служит в театре Вахтангова – и свой юбилей также отметит на сцене родного театра. Сыграв главные роли в фильмах "Павел Корчагин", "Алые паруса", "Анна Каренина", "Офицеры", Василий Семенович навсегда стал кумиром миллионов. Сегодня мэтра поздравляет театральный обозреватель “Вестей FM”, ректор ГИТИСа Григорий Заславский.

Вообще-то, великими стариками, но особенно великими старухами, славен был прежде не театр Вахтангова, где служит Василий Семенович, а Малый театр, причем временами актрисы уже неважно ходили, но восхищали публику своими неповторимыми голосами. Театр Вахтангова догоняет Малый, поскольку до недавнего времени на сцену выходила 97-летняя Галина Львовна Коновалова, а сегодня Лановой – бодр и в строю, но, следуя великим и легендарным вахтанговским традициям, здесь владеть голосом и эффектно жестикулировать – этого мало, здесь надо и в 90 лет, как это удается Юлии Константиновне Борисовой, делать сальто. Или как Коновалова, которая и в свои годы танцевала.

Вот и Лановой по-прежнему поражает своей прямой и горделивой осанкой и – благодаря росту – способностью смотреть на многих свысока. При этом он не только играет, но и учит студентов в Щукинском институте, преподавая им художественное слово, то есть пытаясь передать им то, что передать, в сущности, почти невозможно – свой талант, свое умение разговаривать красиво, поражая тем богатством интонаций, которое в нынешней речи вроде бы и не нужно уже, поскольку в повседневной скороговорке модуляции как будто и ни к чему. Но именно на фоне речи других так аристократично выделяется, так, извините, сверкает, как – опять-таки прошу прощения за банальность и, значит, точность сравнения – бриллиант, переливаясь разными гранями, интонациями, речь Ланового. Романтический герой – он же и настоящий герой. Недаром в “Анне Карениной” Александра Зархи ему была дана роль Вронского, соблазнителя, впрочем, влюбленного страстно, по-настоящему увлеченного Карениной – Татьяной Самойловой, которая к тому времени уже не была женою актера.

Быть романтическим героем трудно – романтические герои стареют и часто становятся смешными, при этом сами актеры редко готовы переходить на комические роли. Лановой в этом отношении – фигура уникальная: взрослея, а потом старея, он своего романтического ареола, романтического запала не растерял, но не стал при этом героем иронических шуток – скорее, наоборот, ему удалось стать героем в негероическое время, пережить все перестройки и девальвации и остаться неизменной ценностью советского, а теперь и русского кинематографа и театра – принцем Калафом, Вронским, героем фильма “Офицеры”, что на многие десятилетия сделало его и образцом для подражания, и идеальным героем-военным, любимцем и обязательным участником всех концертов ко Дню Советской армии, а теперь – Защитника Отечества, Павкой Корчагиным в старом советском фильме… В его исполнении и Дзержинский был вариантом романтика-интеллектуала, идеалиста, кстати, отчасти в этих героях Лановой играл и себя, поскольку в жизни он тоже такой – идеалист, максималист, перфекционист. И, конечно, идеальным было попадание Ланового именно в театр Вахтангова, где все его актерские качества пришлись ко двору, идеально совпали. Здесь Василий Семенович служит с 1957 года, то есть – 62 года, став за эти годы уже одним из символов этого театра, объяснением самого понятия “вахтанговский”. Чуть иронично, чуть отстраненно, несколько возвышенно, празднично – вот так Лановой играет. Это и есть – “по-вахтанговски”.