тема: Такси
16:24, 22 января 2019

Обратно в "бомбилы"? Таксисты недовольны заработками

Таксисты требуют пересчитать зарплату. Каждый второй водитель недоволен своим доходом и просит поднять тарифы на поездки как минимум в полтора раза, показал недавний опрос. Сейчас водители вынуждены перерабатывать, подключаясь сразу к нескольким компаниям-агрегаторам. Эксперты говорят, что таксистов слишком много, поэтому их доходы падают. Сколько должна стоить поездка на такси, разбирался экономический обозреватель "Вестей ФМ" Павел Анисимов.

Таксисты не скрывают, что работают на "два фронта" – по 10 – 12 часов. Как показал опрос, почти 2/3 столичных таксистов подключены к нескольким агрегаторам. Так водители обходят временные ограничения, которые устанавливает каждая компания. Но даже в этом случае денег не хватает. Наш слушатель Алексей из Краснодара – полдня за рулём, но своим заработком всё равно недоволен.

АЛЕКСЕЙ: Если в 2014 году из-за того, что бензин был намного дешевле, за 10 часов работы я мог "чистыми" заработать 2 000 рублей в день, и этого мне хватало на жизнь, то сейчас за 15 – 16 часов работы я зарабатываю 1 500. Но так работать трудно.

Как следствие – многочисленные аварии с участием машин с "шашечками". В Москве, например, за год количество ДТП, произошедших по вине таксистов, выросло почти вдвое. По мнению самих водителей, чтобы таксисты не перерабатывали и, соответственно, поездки стали безопаснее, надо повысить тарифы как минимум в 1,5 раза. Но кто их устанавливает – непонятно. Транспортные чиновники говорят, что это – не их сфера, хотя согласны, что таксистам положен такой же оклад, как водителям автобусов: 65 000 – 70 000 рублей. Компании-агрегаторы уверяют, что тоже не имеют отношения к тарифам. Они всего лишь посредники между таксопарками и пассажирами и работают за комиссию. При этом пассажир, оформляя заказ через мобильное приложение, видит конечную стоимость поездки. Её как раз и рассчитывает агрегатор – с учётом того, куда, когда и какая машина приедет, говорит представитель профсоюза "Таксист", член общественного совета Минтранса Андрей Попков.

ПОПКОВ: Устанавливают тарифы, к сожалению, агрегаторы. Они взяли на себя такую функцию и ни за что не отвечают. А потом, если что-то случается, поднимают руки вверх и говорят: "А мы никто здесь, мы просто посредники и берём 30% от стоимости поездки". Вопрос: за что?

Главная претензия таксистов к агрегаторам – снижение цен. За последние 2 месяца поездки для пассажиров подешевели на 10 – 15%. Например, в Сызрани, где местные таксисты объявили бойкот сервисам такси, стоимость поездки по району этой зимой упала до 55 рублей, хотя ещё летом пассажиры платили 69 рублей. При этом бензин постепенно дорожает, а с нового года выросли цены на запчасти для машин.

В столице такси тоже слишком дешёвое, даже с учётом большой комиссии посредников, соглашается автомобильный обозреватель "Вестей ФМ" Игорь Моржаретто. Жёлтых машин – слишком много, таксопарки демпингуют и не дают заработать своим таксистам.

МОРЖАРЕТТО: В Москве такси даже больше, чем нужно; в Подмосковье – больше, чем нужно, в 2 раза. Поэтому конкуренция привела к тому, что цены упали и почти сравнялись с себестоимостью. И задача №1, насколько я понимаю, – создать общую базу всех агрегаторов такси, чтобы не допустить того, что один и тот же человек, чтобы заработать, "пахал" в 3 смены.

В Госдуме предлагают обязать таксистов получать лицензию и отбирать её после грубых нарушений. В этом случае таксистов станет меньше, тарифы вырастут, и водители будут зарабатывать больше. Эксперты опасаются, что излишнее регулирование превратит нынешних таксистов обратно в "бомбилы". Официальное такси подорожает, и его придётся ждать дольше. Или ловить машину с обочины.