программа: Хай-тек
05:32, 06 февраля 2019

Иди, мой друг, всегда иди дорогою тепла!

Рубрика “Хай-тек” с Николаем Гринько на “Вестях ФМ”.

Израильская компания SAN Hitech предложила технологию, к которой отлично подходит определение "умный асфальт". Суть разработки – в том, что под слоем асфальта размещают металлическую сетку, которую можно, при необходимости, нагревать. Температурные датчики, которыми комплектуется система, отслеживают изменения в окружающей среде и при похолодании дают команду включить подогрев дороги. Система, которую назвали Snowless, абсолютно автономна и, не считая ремонта и нечастого обслуживания, совершенно не нуждается во вмешательстве человека. Технология может использоваться не только с новым дорожным покрытием. Инженеры придумали способ оснастить греющей сеткой и старые дороги, не разрушая их. Для этого специальной техникой прорезают в старом асфальте штробы и в них укладываются элементы сетки. Система не боится самых лютых морозов — она рассчитана на эксплуатацию при температурах до -50 градусов Цельсия. Даже при самых экстремальных холодах сетка, расположенная под дорожным покрытием, способна растопить ледяную корку максимум за 15 минут.

Коллектив редакции нашей программы "имеет задать" три вопроса. Первый: почему разработкой асфальта, самоочищающегося от льда и снега, занимается компания из Израиля, где снега, мягко говоря, не очень много? Второй: почему система названа абсолютно автономной, если для нагрева она должна брать где-то энергию? К сетке нужно подвести электричество, а взять его можно только откуда-то извне, и этот факт не позволяет говорить о полной автономности. И, наконец, третий вопрос: почему, вообще, технология подогрева асфальта названа новой? Во многих странах с суровым климатом уже давно применяют разные способы нагрева, и все они похожи на теплый пол – когда под полотном укладываются либо трубы с горячей жидкостью, либо электронагреватели. Принципиальных отличий от предложения израильских инженеров нет – даже датчики, следящие за температурой дороги, применяются много лет.

И все же мы бы хотели сообщить, что знаем как минимум одну страну, которой система подогрева дорог просто жизненно необходима. И это совершенно точно не Израиль. Конечно, на такие развлечения потребуется огромное количество энергии, но во-первых, ее источников в наших недрах – очень много, а во-вторых, неплохо было бы еще посчитать, сколько ее тратится на очистку, обработку реагентами, вывоз и плавление снега и так далее. Конечно, средств, которые ежегодно выделяются коммунальщикам всей страны, не хватит, чтобы сделать все российские дороги обогреваемыми. Хотя…