15:26, 14 февраля 2019

Предупреждать надо: семье с детьми-инвалидами полёт обошёлся в 60 тыс. вместо 16

Следователи проверят инцидент с матерью двух детей-инвалидов, которой пришлось выкупать 11 авиабилетов. Только на таких условиях компания Utair допустила семью на борт. В авиакомпании пассажирке сказали, что один ребенок, которого придется перевозить лежа, займет 9 мест, а второй, с ногой в гипсе – 2 места. Деньги на дорогу жительница Хабаровска вынуждена была занять у родных. В свою очередь, в пресс-службе Utair отметили, что заранее по поводу специальных условий перелёта для детей-инвалидов с ними никто не связывался. Обозреватель "Вестей ФМ" Сергей Артёмов выслушал мнения сторон.

Матери, которая воспитывает двоих близнецов (оба – с детским церебральным параличом), Минздрав России выделил квоту на лечение в знаменитом Научном центре восстановительной травматологии и ортопедии им. академика Илизарова. До места лечения – города Кургана – они добрались из родного Хабаровского края по благотворительной программе одной из авиакомпаний. Все прошло без приключений. Но после выписки – в начале обратной дороги – возникли финансовые проблемы: при посадке на рейс из Кургана до Москвы семью попросили оплатить сразу 12 билетов. Чтобы разместить мальчиков – одного – в инвалидной коляске, другого – на носилках, сотрудники компании Utair освободили 11 кресел в экономклассе. И выставили счет: вместо 16 000 рублей – 60 000. Представитель компании обосновал это правилами перевозок, рассказывает мама детей-инвалидов Наталья Загуменная.

ЗАГУМЕННАЯ: Правила состоят в том, что если больной – лежачий, то установка носилок занимает 9 мест, и все их мне придется оплатить. Других вариантов нет. Либо так, либо мы не полетим.

Мама спешно начала просить родных, чтобы те перекинули ей деньги на карту – в долг. Родные выручили, семья добралась до Москвы, а потом уже – домой.

Каждая компания действительно руководствуется собственными правилами подготовки и проведения полетов, которые не должны противоречить Воздушному кодексу. А в кодексе насчет транспортировки больных на носилках в самолетах существует много специальных условий, пояснил нам эксперт в сфере организации авиационных перевозок Сергей Детенышев.

ДЕТЕНЫШЕВ: В данной ситуации авиакомпании сложно предъявлять претензии, потому что была выполнена перевозка не просто маломобильных пассажиров, а пассажира на носилках. Носилочные пассажиры имеют особый статус, и их перевозка действительно требует особых условий, потому что не в каждый самолет можно поставить носилки. Плюс к этому носилки нужно заранее заказывать, их нужно устанавливать. Все это требует времени, и носилки, в зависимости от типа самолета, занимают от 3 до 9 мест в салоне. Естественно, авиакомпания вправе требовать оплаты таких мест. Плюс к этому норма по оплате таких мест прописана в законе. Так что в части носилочной перевозки, я думаю, что авиакомпания сделала все, что могла. А вот к вопросу организации данной перевозки – тут действительно могли быть допущены ошибки.

Возможные ошибки и нарушения намерено проверить Уральское следственное управление на транспорте. В том числе и то, почему авиакомпания оказалась поставлена перед фактом необходимости перевозки больных детей со сложным диагнозом и на специальных устройствах. Семью можно понять – долгое лечение завершилось, все хотели быстро вернуться домой и, к сожалению, к обратному непростому перелету просто не подготовились, констатирует Сергей Детенышев.

ДЕТЕНЫШЕВ: Я не знаю, могла ли семья заранее предполагать, что повезут ребенка именно на носилках. Были ли они проинформированы о том, что это – сложная процедура и действительно требует заблаговременного оформления и согласования. Вопрос тут – чисто организационный. Не могу сказать, виновата ли в этом семья или врачи, которые не проинформировали людей о том, что ребенок при выписке из больницы окажется на носилках и что его нужно будет на самолете везти, заранее это все оформлять.

Руководство компании Utair сообщило, что "ни Российский детский фонд, ни другие социальные службы, к сожалению, не связывались с авиакомпанией, чтобы обсудить условия безопасной перевозки маломобильных детей".

Носилки должны быть установлены в оригинальных массивных креплениях, чтобы человек не испытывал дискомфорта на всех этапах полета и угрозы его здоровью не возникало. Чтобы разместить и жестко зафиксировать эти крепления, нужно снять и вынести из салона несколько кресел.

Вообще, рейс Utair из Кургана до Москвы – оборотный. Самолет стоит в аэропорту полтора часа – выгрузить-загрузить пассажиров и багаж, заправить баки. Внезапная переделка значительной части салона и оформление этой услуги легли на плечи экипажа и единственного представителя перевозчика в Кургане. Если вспомнить, на лечение семья добиралась по благотворительным билетам. Не исключено, что подобным образом можно было организовать всё и при вылете из Кургана. Конечно, можно сетовать, что представитель компании в областном центре впопыхах не договорился об этом со своим руководством. А руководство Utair, как сказано в сегодняшнем информационном письме, лишь просит предупреждать заранее, когда возникает необходимость использования специального оборудования для полета.