Компания Boeing несет потери на миллиарды долларов. Впервые аннулирован один из заказов на модель 737 MAX – ту самую, которая разбилась на прошлой неделе в Эфиопии. Компания Garuda Indonesia отказалась от сделки на поставку 50 единиц Boeing 737, заявив, что пассажиры боятся на них летать. Это первое официальное сообщение о разрыве контрактов с американским производителем самолетов. Ранее сообщалось, что Китай может отказаться от новых Boeing. По подсчетам экспертов, это лишит компанию четверти годовой выручки и поставит ее на грань выживания. Подробнее – экономический обозреватель "Вестей ФМ" Валерий Емельянов.

У Boeing начались настоящие проблемы. Если ранее сообщалось о приостановке полетов и контрактов, то теперь заказчики вообще аннулируют сделки. Вторая по величине авиакомпания Индонезии Garuda внезапно разорвала 5-миллиардный контракт на поставку 737 MAX, который на прошлой неделе разбился в Эфиопии, а в октябре при похожих обстоятельствах – в Индонезии, правда, на рейсе другого перевозчика – Lion Air (это основной конкурент Garuda Indonesia). Причем сделка была в высокой степени готовности. Один самолет уже был оплачен и поставлен. Сейчас решается вопрос, что с ним делать: сдать производителю, оставить или продать.

Незадолго до этой новости пришло неофициальное сообщение, что Китай тоже готовится пересматривать сделки с Boeing конкретно по 737 модели. Учитывая, что это сейчас главный покупатель данной модели, такой поворот может сильно осложнить финансовое положение Boeing, хотя, вероятно, не убьет ее окончательно, рассуждает директор аналитического департамента инвесткомпании "РЕГИОН" Валерий Вайсберг.

ВАЙСБЕРГ: Азиатский рынок очень важен, потому что он практически единственный в мире столь быстрыми темпами растет, поэтому все стремятся там быть. Основные объемы продаж, которые были в последние годы, шли в Азию. В любом случае проблемы с одной конкретной моделью – это еще не повод хоронить всю компанию.

Модель 737 MAX очень важна для Boeing: на нее приходится большая часть новых продаж и загрузки производственных линий компании. Это сотни контрактов, которые расписаны до конца 2020-х годов. С момента запуска новинки в продажу на нее было собрано более 5000 заказов, из которых полностью выполнено пока только 380. То есть в буквальном смысле весь бизнес Boeing на ближайшее десятилетие завязан на одну единственную модель – 737 MAX. Равноценной замены ей по соотношению стоимости, качества и объему выпуска у компании просто нет. Ближайший аналог на глобальном рынке – это последняя модификация А320 от Airbus под брендом Neo.

Собственно, поэтому новость о запрете полетов для Boeing 737 MAX так сильно обрушила котировки акций американского производителя. С прошлой недели компания потеряла более 10% своей капитализации, или 30 миллиардов, если считать в долларах. Впрочем, участники рынка по этому поводу рассуждают довольно цинично. Американские аналитики сразу после аварии заговорили о том, что самое время скупать акции Boeing, потому что о погибших людях через месяц-два забудут. Их родственникам выплатят компенсации, а вот контракты на сотни миллиардов кому-то все равно придется выполнять. Это большой бизнес, и так он работает, говорит директор аналитического департамент "Альпари" Александр Разуваев.

РАЗУВАЕВ: С моей точки зрения, выручка, EBITDA и чистая прибыль снизятся, хотя не думаю, что значительно. Даже если будет серьезное падение, это будет временная история. Бумага быстро выйдет на прошлые уровни, если, конечно, весь рынок, весь S&P 500 не упадет, но это пока не просматривается. Посмотрите, как падала BP во время знаменитой катастрофы в Мексиканском заливе. Это рынок, это нормально, это прекрасный повод заработать.

Boeing тоже себя ведет так, будто уверен, что предотвратит финансовую катастрофу. Предварительные итоги расследования и в Эфиопии, и в Индонезии указывают на то, что проблема легко устранима – это дефект сигнальной системы. По сути, на новых самолетах отсутствовала часть аппаратного и программного обеспечения, которая должна была предупреждать пилотов о проблемах с наклоном крыла при определенном виде маневра. Пилоты заранее об этом не могли знать. До начала эксплуатации 737 MAX они готовились на тренажерах предыдущей модели, а новую программную начинку изучали просто на iPad, потому что Boeing не успел подготовить полноценный симулятор. Парадоксально, но компания обвинила в этом самих заказчиков, как бы уверяя, что если бы они купили платную опцию со всеми сигнальными обновлениями, то трагедии бы не случилось. Что странно, потому что такие обновления ранее всегда шли бесплатно в базовой комплектации самолета. Почему Boeing начал так жестко экономить на этих программных опциях, непонятно. Возможно, финансовое положение компании было под вопросом еще до начала аварий с новой моделью. Комментирует председатель редсовета "Авиатранспортного обозрения" Алексей Синицкий.

СИНИЦКИЙ: Там у него в штатной конфигурации имеется два датчика угла атаки, а третий можно докупать опционально для компании. С другой стороны – весь предыдущий опыт показывал, что никаких проблем с этим нет. Поэтому подобные разговоры пока на уровне правдоподобной версии, но не более того.

Как бы то ни было, большинство экспертов говорит о том, что альтернативы Boeing пока нет. Один Airbus не справится с поставками такого объема. Также во всех странах-заказчиках существуют политические соображения, которые зачастую превыше жизни людей. Например, Китай, несмотря на разногласия с Вашингтоном, принципиально не отменяет конкурсы с участием Boeing, чтобы, как они говорят, была хоть какая-то конкуренция, и не было зависимости от одной только Airbus.