14:37, 02 апреля 2019

Новый удар по Boeing: на этот раз проблемы – в двигателе

У Boeing обнаружились проблемы с двигателем. Компания Singapore Airlines приостановила полеты одной из модификаций модели Dreamliner. Ранее о проблемах с этими самолетами ничего не сообщалось – они введены в эксплуатацию менее года назад. Новость пришла на фоне проблем с другой моделью производителя – 737 MAX, которая сейчас проходит обновление после двух крупных аварий с человеческими жертвами. Обозреватель "Вестей ФМ" Валерий Емельянов продолжит тему.

Новый Boeing 787-10 вышел из строя всего за год эксплуатации. Компания Singapore Airlines первой в мире получила эти усовершенствованные самолеты в прошлом марте, а пару дней назад в ходе рутинного ремонта обнаружила, что у лайнера износились лопатки турбины. Строго говоря, проблема не в самом Boeing, а в его новом двигателе, который производит британская компания Rolls-Royce (на предыдущих модификациях стояла турбина от General Electric). Но почему они поменяли производителя и как обновленный Dreamliner удалось запустить в производство с таким изъяном – вопрос открытый. Комментирует главный редактор портала Avia.ru Роман Гусаров.

ГУСАРОВ: Конечно, то, что за такое короткое время произошел износ лопаток, это совершенно ненормально. Да, они работают в очень экстремальных режимах, но для этого и проводится множество стендовых испытаний. Авиадвигатель – самое сложное техническое устройство, созданное человечеством. И уж лопатки должны служить гораздо дольше. Их замена – это очень серьезная манипуляция с двигателем. Они не должны быть расходным материалом.

Во всем мире летает относительно немного Dreamliner – менее 1 500. А тех, что с двигателями от Rolls-Royce – буквально единицы. Это широкофюзеляжная модель, "заточенная" на трансконтинетальные полеты. В России их нет, а предыдущих модификаций этого самолета у нас мало (всего 22 штуки), и они не особо востребованы. Настолько, что перевозчик, владеющий ими, недавно выставил их на продажу.

И тем не менее проблема с Dreamliner может существенно повлиять на судьбу Boeing, которая сейчас пытается замять скандал с 737 MAX – самолетом, который дважды за полгода разбивался, предположительно, из-за плохо собранной цифровой начинки. Причем, как говорится в предварительных итогах расследования, базовая комплектация этой начинки могла быть причиной аварии, поскольку на 100% безопасную версию бортовой программы производитель ставил только за дополнительную плату. Ранее в самолетостроении такие схемы продаж были просто немыслимы, добавляет Роман Гусаров.

ГУСАРОВ: Чаще всего обновления происходят во время планового технического обслуживания. Самолет ставится на ремонтную базу. На него ставят изделия и системы нового поколения. И их надо приобретать. Но ни в коем случае ни один из производителей не допустит, чтобы в базовой комплектации была "усеченная" версия. А полную ставили только за дополнительную плату. Такого, конечно же, в авиации еще не бывало.

Ряд экспертов видит прямую связь между недавними авариями 737 MAX и проблемами на новых Dreamliner. И в российской, и западной прессе открыто говорят о коррупции в Boeing и надзорных органах США. Иначе сложно объяснить то, что корпорации удавалось сертифицировать свои самолеты с явными недоработками. Сейчас идет расследование сертификации 737 MAX. Прежнее руководство авиарегулятора снято с должностей. На днях в американском Сенате заявили, что нужно вообще исключить представителей Boeing из всех государственных комитетов, влияющих на принятие решений по авиаотрасли. Вполне уместного говорить о том, что в США назрел системный кризис самолетостроения, говорит президент Фонда содействия развитию гражданской авиации Олег Смирнов.

СМИРНОВ: Генеральный прокурор США уже начал проверку. Там выясняются жуткие моменты. Например, что в результате коррупции и родственных связей Федеральное агентство по авиации (главный регулятор гражданской авиации) разрешило сертифицировать производителю самолет самостоятельно, что является грубейшим нарушением всех международных правил. Вполне возможно, что история с Dreamliner – из этой же оперы.

По мере того, как разрастается скандал вокруг недоработок на новых Boeing, финансовое положение компании вызывает все больше вопросов. До сих пор непонятно, как сложится судьба самой продаваемой модели – 737 MAX, на которую приходится половина всей прибыли Boeing и треть годовой выручки. Изначально было заявлено, что компания обновит бортовые программы за несколько дней, авиаперевозчики и власти снимут запрет на полеты, и продажи возобновятся. Но теперь вмешалось управление по гражданской авиации США, которое хочет изучить электронное обновление, и лишь спустя несколько недель проверок оно вынесет какой-то вердикт.