15:36, 08 мая 2019

Финансовые пирамиды переезжают из Сети в дорогие офисы

За год ущерб от финансовых пирамид вырос втрое. Аферисты меняют тактику: меньше «светятся» в Сети, где их легко вычислить, а для обмана граждан снимают офисные центры. На место «классических» финансовых пирамид наподобие МММ пришли новые, похожие на серьёзные бизнес-проекты. Экономический обозреватель «Вестей ФМ» Павел Анисимов продолжит тему.

Мошенники всё чаще выдают себя за солидные конторы. Например, пишут на вывеске, что это – кредитный кооператив, хотя по факту никакой лицензии у них нет. Некоторые пирамиды собирают деньги под несуществующие проекты – как, например, компания «Соль Руси», которая обманула пенсионеров на миллиарды рублей. На месте автосалонов появились псевдоломбарды. Лжеброкеры, сидящие в офисах «Москвы-Сити» с арендой от 600 000 рублей в месяц, обещают большой доход на игре с валютой, рассказывает руководитель Ассоциации FOREX-дилеров Евгений Машаров.

МАШАРОВ: Мы провели так называемые контрольные закупки и выявили, что на территории той же «Москвы-Сити» есть компании, которые не имеют лицензии Банка России на деятельность FOREX-дилера, но по факту привлекают клиентов на рынок FOREX.

Пирамиды умнеют быстрее своих клиентов. Их организаторы знают, как устроен финансовый рынок и что надо пообещать, чтобы человек легко расстался с деньгами. Лучший способ – обмануть, глядя прямо в глаза клиенту, объясняет доцент РАНХиГС Сергей Хестанов. Поэтому мошенники осваивают социальную инженерию и переселяются из Интернета в офисы.

ХЕСТАНОВ: Личное общение создаёт иллюзию неких гарантий, которая и используется злоумышленниками. Именно поэтому мошенники и выбирают офлайн.

К тому же рекламировать себя в Сети стало опасно. Центробанк научился вычислять обманные схемы и сразу блокирует сомнительный сайт. К поиску финансовых пирамид подключились сами поисковые системы. Они запрашивают у рекламодателей не только устав организации, но и лицензию ЦБ. И сейчас многие пирамиды стараются выходить в офлайн, отмечает Евгений Машаров.

МАШАРОВ: В последнее время принимается ряд законодательных ограничений, в том числе в отношении Интернета. Поэтому те компании, которые используют мошенническую модель бизнеса, понимают, что у них практически нет возможности привлекать новых клиентов, потому что они не смогут предлагать свои услуги, не рекламируя свою деятельность.

Так работала самая популярная пирамида последних лет – «Кэшбери». Многие блогеры, которые продвигали компанию в Интернете, сейчас открещиваются от неё и поудаляли видеоролики, в которых они рассказывали, как заработали сотни процентов годовых. Многие подписчики прекрасно понимали, что перед ними – финансовая пирамида. И все равно принесли в «Кэшбери» почти миллиард рублей, отмечает председатель совета Союза защиты прав потребителей финансовых услуг Игорь Костиков.

КОСТИКОВ: Дело не только в финансовой грамотности. Очень многие люди «заходят» в финансовые пирамиды, рассчитывая «выйти» вовремя. Есть целый слой людей, который всем рассказывает о том, как они успешно «вошли», успели заработать и «выйти» о того, как пирамида рухнула.

Практика показывает, что «в плюсе» оказывается только финансовая пирамида, где бы она ни сидела – на «одноразовом» сайте или в дорогом офисе, и что бы ни предлагала – модное сегодня p2p-кредитование или заработок на криптовалютах.

У человека, который не разбирается в тонкостях финансового рынка, только один путь – нести деньги в банк, говорят эксперты. Потому что распознать мошенников всё сложнее. Впрочем, сами банки всё чаще попадаются на обмане клиентов: под видом вкладов «впаривают» полисы инвестиционного страхования жизни с доходностью под 600% годовых, не предупреждая вкладчика, что высокий доход никто не гарантирует.