тема: Такси
11:58, 30 мая 2019

Низкий рейтинг никуда не довезёт

Uber откажет в поездках пассажирам с низким рейтингом – например, тем, кто мусорит в салоне или заставляет водителя нарушать ПДД. Правда, действовать это правило будет только в США и Канаде. Но в России действует собственная система рейтингов пассажиров. Кто и как у нас выставляет рейтинг, разбирался корреспондент «Вестей ФМ» Сергей Гололобов.

Всё очень просто: пассажир ставит рейтинг таксисту, а таксист – пассажиру. В приложении, после поездки. Оценки – от «1» до «5». Кстати, выставлять рейтинг водитель не обязан, только по желанию. Но если уж выставил «единицу» или «двойку» – то комментарий шофера обязателен. Чтобы пояснил, за что так зол на клиента. Основной фактор, снижающий рейтинг у нас, – это неоплата проезда, пояснил председатель Комитета по вопросам развития транспортного обслуживания пассажирских перевозок легковым автомобильным транспортом Московской торгово-промышленной палаты Богдан Коношенко.

КОНОШЕНКО: В первую очередь – неуплата денег. Полагаю, что те же самые истории, которые вы рассказываете, – неряшливость, принуждение, конфликтность и так далее. То, что касается пьянства: это нормально, когда выпивший человек использует такси. Это даже хорошо. Вопрос, как он себя ведет при этом.

К факторам, снижающим рейтинг, также можно отнести опоздание, неприятный запах, заранее не сказали, что требуется детское кресло, громкие и прилипчивые разговоры с жалобами на жизнь и вообще слишком активное вербальное воздействие на нежную психику таксиста. Зато можно написать и хвалебный комментарий – например, оставил щедрые чаевые, не забрал сдачу или даже такой: ах, какая женщина.

Самый интересный вопрос – а к чему все эти рейтинги? На что они влияют? Во-первых, водитель видит рейтинг, видит комментарии и сам решает, брать заказ или нет. Во-вторых, агрегаторы уже начали формировать черные списки пассажиров, когда злостному нарушителю правил такси просто запрещают вызывать машину через приложение. Причем хитрости со сменой аккаунта, номером телефона обычно не проходят, предупреждает председатель общественного движения «Такси-Форум» Олег Амосов.

АМОСОВ: Я заказывал с новой сим-карты, с нового телефона, с другого аппарата, но система меня моментально идентифицировала. Оказывается, когда я скачивал приложение, вот тот электронный адрес, IP устройства... То есть очень много параметров, по которым определяют IP каждого пассажира.

С другой стороны, конкуренция на рынке сейчас такова, что даже низкорейтинговый пассажир может легко перерегистрироваться в других агрегаторах: с «Яндекс.Такси», например, в «Ситимобил» или Gett. Но и тут не всё так просто, отмечает Богдан Коношенко.

КОНОШЕНКО: У него уже резко снижается возможность использовать автомобиль такси, если он не заплатит «Яндекс.Такси». В следующий раз он обманет еще кого-то, потом вообще не сможет пользоваться такси, в принципе. То есть ему все будут отказывать. В предыдущие годы, когда еще агрегаторы не распространились, и у многих компаний были собственные диспетчерские, то большинство крупных операторов рынка делали следующую вещь: если пассажир вдруг не расплатился по какой-то причине, а потом снова пытается заказать машину, ему предлагают оплатить предыдущую поездку. Если он соглашается, то ему подают второй раз автомобиль.

Кстати, увидеть свой рейтинг пассажиру позволяют не все агрегаторы. В «Яндексе», например, для этого придется приобретать программу, которую устанавливают водители. Правда, пассажир может попросить таксиста показать ему рейтинг в своем приложении. Пойдет ли на это конкретный водитель? Не факт.

Эксперты напоминают: рейтинг носит еще и, так сказать, воспитательный характер. Предупрежден – значит вооружен. Зная, что есть такой рейтинг, просто не нужно доводить таксистов до того, чтобы они вам поставили низкую оценку.