тема: ОСАГО
17:38, 12 июля 2019

Лихачишь – платишь: как ОСАГО станет справедливее

Правительство одобрило проект закона об индивидуальном расчёте ОСАГО. Автостраховку предлагают привязать к стилю вождения. За грубые нарушения – проезд на красный свет, выезд на встречку и пьяное вождение – водителям начислят определенные баллы. Чем их больше – тем дороже обойдётся полис ОСАГО. Для остальных страховка подешевеет: предлагается отменить привязку стоимости «автогражданки» к мощности машины и региону использования. Сколько будет стоить полис ОСАГО, подсчитал экономический обозреватель “Вестей FM” Павел Анисимов.

«Автогражданку» пересчитают по-новому – не будут учитывать мощность автомобиля и его «прописку». Территориальный коэффициент планируют отменить с 1 января, а лошадиные силы – с октября будущего года. Вместо них расширят границы «тарифного коридора», то есть базовой стоимости полиса: сначала – на 40%, а потом – ещё на 30%. Большинство водителей не заметят изменений, говорит исполнительный директор Российского союза автостраховщиков Евгений Уфимцев. А в регионах с дорогой «автопропиской» ОСАГО даже подешевеет.

УФИМЦЕВ: Сегодня страховщик устанавливает базовую премию для определённого города или субъекта и потом умножает территориальный коэффициент, например, два. А потом ещё умножает коэффициент по мощности (1,6). В сумме получается увеличение базового тарифа в 3 раза. А когда эти два коэффициента “уйдут”, максимум, что сможет сделать страховщик – это увеличить границу “коридора” в допустимых пределах.

Например, в Москве базовая ставка ОСАГО сегодня не может быть ниже 2 700 рублей, но не выше 5 000. Страховщик умножает ставку на региональный коэффициент (2) и коэффициент мощности (1,4, если, например, двигатель выдаёт не больше 150 лошадиных сил). В итоге аккуратный водитель платит за полис около 10 000 рублей. После того как расширят “коридор” и отменят привязку к мощности и региону использования, стоимость «автогражданки» снизится примерно на 200 – 300 рублей. Ещё больше сэкономят владельцы машин, у которых под капотом мощные моторы.

Если автомобилист часто нарушает правила, для него страховой полис существенно подорожает. Страховщик соберёт штрафные квитанции за год и начислит дополнительные баллы: например, проезд на красный – плюс 500 рублей к стоимости полиса, выезд на встречку – плюс 2 000 и так далее. Конкретные коэффициенты ещё не утвердили.

Статистика не раз доказывала, что аварии на дорогах создают именно лихачи. Теперь аккуратные водители не будут из-за них переплачивать за «автогражданку», говорит автоэксперт Антон Чуйкин.

ЧУЙКИН: Такой коэффициент куда более разумен, чем коэффициент мощности и уж тем более региональный коэффициент. Именно к человеку “привязывать” ОСАГО более справедливо, и, надеюсь, поэтому это лучше сработает. Опасен не автомобиль, опасен человек.

Новая методика расчёта ОСАГО закрывает ещё одну лазейку, из-за которой страховщики несли большие убытки. Некоторые водители, чтобы сэкономить на полисе, регистрировали машину не в своём регионе, а у родственников, там, где ниже территориальный коэффициент. Например, в Москве коэффициент 2, а в Бурятии, где аварийность в разы ниже, – всего 0,6. В пересчёте на рубли автовладелец экономит на полисе около 10 000 и спокойно катается по Москве. Теперь такой разницы не будет, говорит Евгений Уфимцев.

УФИМЦЕВ: Полумошеннические действия приводят к тому, что у них средняя премия по полису становится очень низкой. Индивидуальный тариф, который убирает территорию, мощность, позволит страховщику сделать для автовладельцев справедливый тариф. Если раньше он благодаря своим ухищрениям делал для себя маленькую страховую премию по договору, например 4 000 рублей, то сейчас страховщик сможет поставить ему реальную страховую премию.

Долгое время ОСАГО было убыточным для страховщиков и разоряло компании, которые зарабатывали в основном на продаже полисов «автогражданки». Некоторые эксперты предрекают, что в этом году с рынка уйдут ещё 2 – 3 крупных игрока. Новые изменения идут на пользу и водителям, и страховщикам, уверяют в отраслевом союзе. Страховые компании смогут назначать честные тарифы: высокие – для опасных автомобилистов, пониженные – для аккуратных.