тема: Такси
13:45, 13 августа 2019

Онлайн-осмотр: на страже здоровья таксистов будет стоять телемедицина

ГИБДД и Минздрав хотят обязать такситов проходить ежедневные медосмотры, хотя бы удаленно. Для этого, пока на тридцати столичных автозаправках появились пункты, где в специальных кабинках можно измерить давление, пульс и пройти проверку на алкотестере. После чего водителя дистанционно осматривает врач. Правда, специалисты опасаются подмены, когда на медосмотр придет не сам таксист, а кто-то похожий на него. В итоге допуск на рейс получит водитель, у которого проблемы со здоровьем. Как операторы автоматизированных медосмотров собираются бороться с обманщиками, разбирался корреспондент «Вестей ФМ» Сергей Гололобов.

Перед каждой сменой медосмотр. Это закон для всех профессиональных водителей, а для таксистов, которые возят людей, тем более. Но где и как их проходить? Если таксопарк, то там свой медик. А если таксист ИП, и его машина стоит у подъезда, то тогда он сам лично заключает договор на обслуживание с какой-нибудь медкомиссией. Кстати, тоже самое по техосмотру машины. Договор с каким-нибудь автосервисом. Правда, при столичном трафике и туда и туда особо не наездишься. Слишком долго. Поэтому таксисты вынуждены идти на хитрость, признается председатель общественного движения «Такси-Форум» Олег Амосов.

АМОСОВ: Приезжают там, где с кем заключен договор на прохождение медицинского и технического осмотра, и при этом, скажем, выдаются сразу несколько путевых листов. То есть сразу с разными датами. То есть вперед берутся. Обычно это так действует.

Можно, конечно, путевые листы с мед и техосмотрами купить в интернете. Но там будет явная липа, что чревато уголовным делом. Если инспектор подделку документов обнаружит. И вот Яндекс.Такси решил упростить жизнь своим сотрудникам и предложил новую форму. Дистанционный медосмотр при помощи телемедицины. В общественных местах, в данном случае, это пока АЗС, оборудуются специальные кабинки, куда и заходит таксист. Как всё происходит, расказала представительница компании «Медпойнт 24» – предрейсовые медицинские осмотры, Елена.

ЕЛЕНА: Водители заключают с нами договор. Они получают свой табельный номер, и в своем режиме, в своем графике подъезжают к выбранной точке, которая им ближе всего удобна. Входят в систему, и проходят там медосмотр, и получают отметку о прохождении медосмотра уже непосредственно для путевого листа. Это выглядит как термоэтикетка, и вклеивается эта этикетка в путевой лист, где отметка о медосмотре.

Сам медосмотр – это проверка давления, пульса, алкотест, и беседа, опять же удаленно, с врачом. Ибо только он решает допускать водителя, или нет, дополняет Елена.

ЕЛЕНА: Там же во время медосмотра установлены широкоформатные видеокамеры, и вся информация, которая собирается во время медосмотра, плюс видео самого водителя, как он проходит медосмотр, как он меряет давление, его состояние, его адекватность, всё передается медицинскому работнику. Он уже смотрит, как прошел осмотр и принимает решение.

К удаленному медосмотру, конечно, у специалистов есть вопросы. А что, если на него придет не сам зарегистрированный в базе данных водитель, а его брат, сват, ну или просто очень похожий человек? Как система определит обман? Во-первых, это только эксперимент, который и должен выявить все плюсы и минусы, отмечает пресс-секретарь Яндекс. Такси Наталья Рожкова.

РОЖКОВА: В рамках этого эксперимента мы проверяем, как работает оборудование для автоматизированных медосмотров, и собираем информацию о том, как организовать этот процесс оптимальным образом. Вот то, что входит в этот эксперимент.

А во-вторых, напомним, это не какой-то там роботизированный медосмотр, без участия медиков. Нет, за водителем следит и наблюдает самый настоящий доктор. Только что удаленно. Он, благодаря камерам высокого разрешения, в том числе сверяет лицо пришедшего с той фотографией, которая вносится в базу данных при регистрации таксиста, поясняет маркетолог компании «Медпойнт 24» Екатерина Галустян.

ГАЛУСТЯН: Конечно, они сверяют лица. То есть были даже моменты, когда некоторые водители пытались там засунуть в манжет другую руку, а находился при этом на осмотре другой человек. Наши врачи смогли быстро распознать через отражение. Там по-моему в стекле шкафа, что соответственно неправильным образом проходит медосмотр. И этого человека отстранили.

А потом водителя фотографируют каждый день, как он придет на медосмотр. Таким образом, собирается некий фотоальбом – в разных ракурсах, с разной мимикой, что тоже помогает при последующих идентификациях личности. Но и это не предел в технологиях распознавания таксистов, говорит Екатерина Галустян.

ГАЛУСТЯН: Сейчас также в разработке идет усиленная идентификация. Это по сетчатке глаза, и по отпечаткам пальца человека. Это уже вводится. Сейчас в данный момент перепрошиваются комплексы.

Стоимость одного автоматизированного медосмотра всего 45 рублей. Но проблема в том, что удаленный медосмотр пока законодательно не прописан. А значит, не имеет юридической силы. И инспектор ДПС, увидев отметку о прохождении такого освидетельствования, может не засчитать ее, и выписать штраф. Хотя такие случаи чрезвычайно редки, говорит оператор Елена.

ЕЛЕНА: У нас столько проходит осмотров, и таких случаев, наверное, единицы совсем. Даже если назначется штраф, то у нас есть юридический отдел, у нас менеджеры в этом хорошо разбираются. Водитель присылает длокумент о том, что ему назначили штраф, и это всё обжалуется.

Скоро обжаловать штраф за виртуальные медосмотры и вовсе не придется. Минздрав совместно с ГИБДД такой закон разрабатывают. И значит эта процедура будет введена официально.