Вместо истории – война с орками: компьютерные игры предложили ввести в школьную программу
В российских школах предложили ввести занятия по компьютерным играм и киберспорту. В Министерстве просвещения рассмотрели такую идею и ответили отказом. В список предлагаемых к "изучению" игр попали очень разные по содержанию, в том числе футбольный симулятор FIFA, фэнтезийный мир Warcraft и виртуальный полигон World of Tanks. Авторы предложения говорят, что такие уроки будут полезны для развития детей и подростков. Многие родители с этим не согласились. Они считают, что дети и без того «липнут» к экранам, а "игровые" уроки только спровоцируют компьютерную зависимость. Экономический обозреватель «Вестей ФМ» Валерий Емельянов разбирался в теме.
Вместо обычного футбола – компьютерный, вместо физики – симулятор танков, вместо истории – война с орками. Министерство просвещения уже не первый раз рассматривало идею о введении дополнительных занятий по компьютерным играм. Школьникам предложили проходить как знаменитые хиты мирового игростроя – например, Dota 2, так и очень специфические – вроде симулятора карточной "настолки" Underlords или «обучалки» для программирования Codingame. Авторы идеи считают, что пользы от таких занятий будет немало. Например, военно-стратегические игры развивают навыки планирования, организации и лидерства. Также в большинстве игровых миров не обойтись без логики, быстрой реакции и наблюдательности. И почти каждая игра дает ребенку мощный заряд творческих идей. Они пишут по своим любимым играм статьи, исследования, рисуют, делают видеоролики. В перспективе все это будет полезным во многих профессиях, говорит психолог, специалист по компьютерной зависимости Александр Корпусов.
КОРПУСОВ: Мы уже дошли до такого глобального этапа, когда игры перестали считаться бесполезной тратой времени. Это просто очередное хобби. Самая большая проблема, которую они несут, – способствуют ожирению. В остальном – только плюсы: пространственное мышление и творчество развивают, ориентирование на карте – аналогично.
К предложению ввести "игровые" уроки россияне отнеслись неоднозначно. Больше всего вопросов в соцсетях – к предложенному списку. Например, Dota 2 у одних вызывает восторг, люди буквально «живут» в ней, у других – неприязнь, поскольку считается игрой для людей без личной жизни, реальных друзей и вообще каких-либо других интересов. Именно из-за таких командных онлайн-игр многие бросают учебу, работу и с головой уходят в виртуальные рейды.
Еще один пример «вечной» игры, которая "засасывает" на многие месяцы или даже годы, – это Minecraft. Это – любимец современных младших школьников, мир виртуального Lego с неограниченными возможностями. Оторвать от экрана ребенка, если он увлечен любимой игрой, практически нереально. У некоторых детей из-за чрезмерного увлечения игрой развивались косоглазие и артрит. Но и здесь не все так однозначно. Если ребенок склонен к агрессии, то игры, как и реальный спорт, ее абсорбируют, помогая наладить контакт с родителями и сверстниками, продолжает Александр Корпусов.
КОРПУСОВ: Можно заставлять ребенка ходить в спортивную секцию, где ему не нравится, а можно дать ему возможность поиграть. Тут мне очень сложно сказать, что из этого лучше. Да, игры могут способствовать развитию неприятных особенностей, например, вызывать проблемы с социализацией. Но можно на это посмотреть и как на способ адаптации трудных подростков.
Впрочем, идея "игровых" уроков принадлежит не педагогам или психологам, а представителям игровой индустрии. Они пытаются привлечь внимание государства к киберспорту, чтобы оно активнее вкладывалось в это направление и растило кадры для будущих проектов. Россия – один из главных рынков сбыта игровой индустрии. Мы на третьем месте по общей аудитории киберспортивных трансляций. У нас – одни из самых сильных команд и "рукастых" игроков, которые получают гонорары на уровне звезд мирового футбола. Они собирают стадионы за границей, но при этом не имеют больших спонсоров и собственных площадок здесь, в России. Хотя русский язык звучит на всех больших турнирах в Америке, Европе и Азии, мы отстаем от других стран в плане развития киберотрасли, сетует руководитель проектного офиса Института развития Интернета (это он предложил ввести "игровые уроки" в школах) Оксана Подварко.
ПОДВАРКО: На данный момент наш список состоит из иностранных игр, но важной задачей здесь становится поддержка отечественных разработчиков. Уже сейчас есть интересные и популярные игры от российских компаний и стартапов, которые в дальнейшем встанут в один ряд с мировыми брендами.
Минпросвещения уже ответило отказом – правда, с оговоркой, что оно признает полезность игровых методик в обучении. И против киберспорта в ведомстве тоже ничего не имеют – но только вне стен школы. Эта позиция совпадает с трендами в других странах. В школах киберспорт преподают только в Швеции и Норвегии, но лидерами в этих дисциплинах они пока не стали. Есть даже вузы, где готовят специалистов по кибердисциплинам, в том числе соответствующий факультет в российском Университете физкультуры и спорта. Но в школьную программу такие предметы всё равно не ведут. Во-первых, потому что у большинства видеоигр есть ограничения по возрасту (от 18 лет, реже – от 16 или 14). А во-вторых, школьники с удовольствием и так играют в игры в свободное время, и для них не проблема самим научиться киберспортивным основам.
Популярное
Эпоха постправды запрещает знание
ДМИТРИЙ ЕВСТАФЬЕВ: "Что знают люди, которые берутся говорить о социально-политической, политической стороне вопроса? Вот знаете, для пропагандистов выпускали хрестоматии. Ты должен был прочитать того же Ленина, но не всего. Люди знают какой-то странный набор литературы, и, не дай господь, выйти за его рамки".
"Дистанционная подготовка кадров – это профанация"
ВЛАДИМИР ЛИТВИНЕНКО: "Мы должны готовить кадры, которые придут на производство и будут готовы поднимать это производство. Поэтому у нас совершенно четкие и понятные государственные задачи. Подготовить такие кадры дистанционно невозможно, это профанация. Невозможно теоретически изучить то, что должно быть на практике закреплено".
"Если ребёнок приучен к книге, Интернет его не собьёт"
ОЛЬГА ВАСИЛЬЕВА: "Если ребёнок приучен к книге с малых ногтей, он и будет ею заниматься. И Интернет не собьёт его с пути истинного. Дети не читают, и это – другая проблема".
Эпоха постправды запрещает знание
ДМИТРИЙ ЕВСТАФЬЕВ: "Что знают люди, которые берутся говорить о социально-политической, политической стороне вопроса? Вот знаете, для пропагандистов выпускали хрестоматии. Ты должен был прочитать того же Ленина, но не всего. Люди знают какой-то странный набор литературы, и, не дай господь, выйти за его рамки".
"Щит чести": коронавирус заставил американских студентов списывать
На списывании студентов делают бизнес. Акции компании, которая создала базу готовых ответов по разным предметам и темам, выросли за год пандемии почти на 300%. Американские университеты ищут способы, как заставить студентов вновь сдавать экзамены честно. Но те все равно сдают задания даже быстрее, чем их можно прочитать.
"Нашим детям нужны уроки плавания"
КСЕНИЯ МИШОНОВА: "Я знаю точно, что нашим детям нужен обязательно урок плавания, хотя бы один в неделю, чтобы дети могли держаться на воде и плавать. Потому что сколько детей, утонувших за прошлый год в различных водоёмах, – волосы шевелятся от этого количества".
"Если ребёнок приучен к книге, Интернет его не собьёт"
ОЛЬГА ВАСИЛЬЕВА: "Если ребёнок приучен к книге с малых ногтей, он и будет ею заниматься. И Интернет не собьёт его с пути истинного. Дети не читают, и это – другая проблема".
"Гибридный формат" обучения: почему не все студенты вернутся в родные стены и что дала вузам "дистанционка"
Столичные студенты приступают к очной форме обучения. В дистанционном формате они проучились 3 месяца и даже удалённо сдавали сессию. Преподаватели и студенты возвращаются в университетские стены. Но некоторые вузы пока будут работать в "гибридном формате": одна часть предметов будет проходить очно, а другую продолжат преподавать дистанционно.
"Дистанционная подготовка кадров – это профанация"
ВЛАДИМИР ЛИТВИНЕНКО: "Мы должны готовить кадры, которые придут на производство и будут готовы поднимать это производство. Поэтому у нас совершенно четкие и понятные государственные задачи. Подготовить такие кадры дистанционно невозможно, это профанация. Невозможно теоретически изучить то, что должно быть на практике закреплено".