17:53, 29 августа 2019

Двойка двойке – рознь. Нужно ли ограждать детей от плохих оценок?

Двойки нужно ставить чаще! С таким призывом к уральским учителям на педагогическом совещании обратился представитель Рособрнадзора. По мнению чиновника, большое число отличников и хорошистов подозрительно, а отказ от плохих оценок плохо сказывается на качестве полученных знаний. В ведомстве подчеркивают: это только личная позиция чиновника. Однако, свою позицию в ответ на это тут же высказали учителя, психологи и родители по всей стране. Главный предмет дискуссии – является ли двойка стимулом к получению знаний? Ответы внимательно выслушала Марина Костюкевич.

Объективность школьных оценок – вечно болезненная тема. И для учителей, и для родителей, и для самих учеников. Прямой призыв чаще ставить двойки, да еще накануне начала учебного года, резко повысил градус разговора. Педагоги готовы признать: случается, оценки завышаем. Таковы условия – рассказал в эфире нашей радиостанции учитель истории и обществознания Ломоносовской школы Владимир Кружалов.

КРУЖАЛОВ: К сожалению, в системе это есть. Отсутствие двоек является одним из не только оцениваемых, но и оплачиваемых результатов. Поэтому чиновники лукавят, задавая, с одной стороны такие критерии оценки работы в школе, с другой давая такие ценные указания.

Низкие оценки ставить невыгодно – пояснил в ходе интерактивного обсуждения наш слушатель, учитель Максим, потому что ставя двойку, педагог берет на себя дополнительную нагрузку.

«Я не ставлю двойки, если у меня выйдет двоечник в четверти, я должен создать коррекционный план работы с ним. Никто за это платить не будет. А при нагрузке 40 часов я работаю в две смены . Физически заниматься этим мне некогда».

В результате получается, что не ставя двоек, учитель избегает массы проблем. Ему не пеняют на плохой уровень работы, он не занимается дополнительно с отстающими, и в целом демонстрирует высокие показатели. А в системе образования это важно! Но за этим фасадом теряются знания – вступают в разговор родители. Нужны образованные дети, а не те, кто не приносит низкие оценки. Прошли те времена, когда в 90-е модно было приплачивать за хорошие отметки. Современные родители уже не против двоек. Но пусть они будут показателем ошибок, которые стоит исправлять, а не росписью в неумении обучить. Такое мнение высказал наш слушатель Алексей.

«Двойка двойке – рознь. Одно дело, что человек сделал задание с ошибками, это один аспект. А другое дело – когда дают текст английского и надо выучить к концу дня. Человек физически не успевает. И тоже двойка. В результате у ребенка просто озлобление на того же преподавателя».

А может быть двойка – хороший стимул? Получая негативные оценки, ребенок может стремиться доказать, что он способен на большее. Да и для родителей хороший «толчок» для того, чтобы встряхнуться – рассуждает наш слушатель Даниил.

«Двойка – это хороший сигнал для родителей, чтобы можно было прийти и заствить ребенка позаниматься над этой темой, заставить исправить. Когда у меня была у ребенка двойка, мы пришли в школу, выяснили почему у ребенка двойка, позанимались и все исправили.»

Стимулом для хорошей учебы неудовлетворительные оценки служат только в двух периодах – в начальных классах и в выпускном . Большинство остальных школьников двойка как таковая мало волнует. Современному школьнику это чаще сигнал к действию в сторону того, как ее избежать в дальнейшем. Ребенок начинает искать иные способы получить хорошие оценки, но не знания. К этому также может стимулировать необъективная система оценок – уверена семейный психолог Наталья Гришаева.

ГРИШАЕВА: Можно так изловчиться, но ничего не зная, человек может получать хорошие отметки. Стимулируя детей двойками, мы многих учим изворачиваться, кого-то бояться, кого-то чувствовать несправедливость этой оценки.

Впрочем, есть те, кто считают, что двойки – это стресс и ребенка нужно оградить от этого. Кнутом ничего не добиться – их довод. Но учеба не может быть только пряником – возражают их оппоненты. Не надо крайностей, в шкале оценок – 5 баллов и умный учитель может хорошо этим управлять – напоминает Владимир Кружалин.

КРУЖАЛИН: Вопрос заключается в том, насколько объективно выставлены оценки. Это тонкий инструмент, который используется очень индивидуально.

Чего точно не должно быть в школе – уверены все – очковтирательства. Когда учитель, ставит 3, держа в уме 2, когда родитель выдыхает: «слава богу, пронесло, переведут в следующий класс». И когда видя все это ученик думает: как бы я не учился, все равно натянут на трояк . Реально знания детей, говорят психологи, стимулируют вовсе не оценки. А отношение учителей к своему делу и детям .Туда, где школьник видит неподдельный интерес педагога, он тянется сам . Причем, совсем не за оценками!