тема: ЖКХ
20:09, 01 ноября 2019

Нет услуги – нет денег: как законно не платить за коммуналку

Депутаты предлагают отменить плату за некачественную коммуналку. В Госдуме выдвинули идею – дать россиянам право вообще не платить по квитанциям за те месяцы, в которых были нарушения регламентов по воде, отоплению и другим услугам. Сейчас такая опция существует в урезанном виде: начисления с жильцов снимают только по заявлению и только за те дни, в которые реально не было воды, тепла или уборки подъездов. Как законно не платить за коммуналку – в сюжете экономического обозревателя “Вестей FM” Валерия Емельянова.

Депутаты предложили (и в правительстве уже рассматривают эту идею) упросить процедуру отмены платежей, когда коммунальные службы нарушают установленные нормы. Ключевой момент в этом предложении – позволить гражданам весь месяц не оплачивать ту услугу, которая оказалась некачественной. В частности, речь о чистоте воды: если хоть раз она оказалась грязной, то строка холодного водоснабжения в этом месяце обнуляется. Если отключали горячую – аналогично. Не грели батареи в период после старта отопительного сезона – убирают плату за отопление. То же самое – с газом и электричеством: спишут весь платеж просто за сам факт нарушения правил подачи ресурса. Первый зампредседателя Комиссии по общественному контролю Общественной палаты РФ Артём Кирьянов считает, что в таком виде предложение сильно ущемляет коммунальные службы.

КИРЬЯНОВ: Если я правильно все понял, речь о том, что недолжным образом оказанная услуга – например, отсутствие горячей воды в течение одного дня – освобождает от платы за месяц, то это, конечно, неправильная постановка вопроса. Все-таки услуги, которые были оказаны, должны быть оплачены.

Право не платить за коммуналку у россиян уже есть, но они им редко пользуются. Например, такие строки в платежке, как радиоточка или антенна, – опциональны. Можно дойти до МФЦ и отказаться от их оплаты. Сборы за лифт для жителей первого этажа и за домофон для жителей всех квартир тоже необязательны. Но их отменить сложнее. Надо провести собрание жильцов и проголосовать за освобождение от конкретно этих платежей конкретно тех квартир, которые лифтом и домофоном не пользуются. Также есть право не платить за неоказанные коммунальные услуги, например, уборку подъездов, снега во дворе или вывоз мусора. Но это тоже нужно документировать, вызывать представителей управляющей компании, составлять акт. В идеале каждый месяц выбранный жильцами председатель совета дома должен проверять работу дворника и мастеров. А еще лучше, если этим будут заниматься специальные комиссии, сформированные из жителей дома. Тогда шансы на «честную коммуналку» существенно повышаются, говорит заместитель гендиректора ассоциации «ЖКХ и Городская среда» Дмитрий Гордеев.

ГОРДЕЕВ: Это должно быть несколько комиссий по видам услуг. Кто-то из соседей – специалист по лифтам, кто-то разбирается в озеленении (как надо содержать кусты, траву). По всем видам услуг должны быть комиссии. И они должны собирать информацию, передавать председателю совета дома. И он должен иметь четкие, конкретные формулировки – что нарушают и как, со ссылками на конкретные технические акты.

С водой, отоплением и газом все еще более витиевато, но и там можно не платить. Правда, лишь за те дни, когда было нарушение норм подачи. Например, отсутствие воды, газа или наличие засора в общей канализации считается нарушением, если всё это длилось более 4 часов. За те сутки, когда это произошло, можно письменно потребовать провести перерасчет. За отсутствие отопления обнуляют плату в те дни, когда официально оно уже должно было быть, но его не было от 8 часов и более. Опять же, перерасчет автоматически не происходит. Кому нужно – делают замеры с термометром, составляют акт, обращаются в управляющую компанию, и она считает, на какую сумму нужно уменьшить платежку. Продолжает Дмитрий Гордеев.

ГОРДЕЕВ: Можно позвать соседей и зафиксировать нарушение с их помощь. Это раз. И можно снять на смартфон фото и видео (сейчас у всех они есть). Это два. И нужно составить акт. То есть документ, фиксирующий нарушение, должен быть. После этого установлена процедура снижения платы: акт направляют исполнителю услуги, и, если он согласен с претензией и признает, то производится снижение платы.

На практике, даже если процедура соблюдена, жильцы получают перерасчет на такие суммы, что проще смириться и никуда не ходить. Например, самая дорогая часть платежки – за отопление – в зависимости от длительности простоя и того, насколько низкая была температура в помещении, может быть сокращена лишь на несколько единиц процентов от тарифа. Для средней «двушки» со счетом около 3 000 рублей в месяц это примерно 100 рублей скидки в сутки. То есть законно списать у себя всю строку отопления за целый месяц просто нереально. Для этого коммунальщики должны не подать в дом ни одной гигакалории за все 30 дней, а такого не бывает. Предложение депутатов делает так, что все эти многосложные формулы можно будет больше не применять. Но при этом технические нюансы все равно остаются. Например, в перерасчете вполне могут отказать, если была авария внутри дома, или в трубах образовалась воздушная пробка, или если радиаторы не греют из-за накипи. Это – имущество жильцов, а не коммунальщиков. А значит – либо ждите, пока весь дом прогреется, либо делайте капитальный ремонт за свой счет.