тема: Банки
15:52, 20 декабря 2019

Нетипичные операции – больше не проблема: банки обещают реже «замораживать» клиентов

Банки обещают реже блокировать счета. В России появилась технология, которая улучшит алгоритмы систем безопасности. Обычно все операции клиентов параллельно проверяют на предмет мошенничества и по "антиотмывочному" закону, что приводит к высокой вероятности блокировки. Теперь все проверки делают синхронно на одной платформе. И, как уверяют банкиры, россияне смогут спокойнее пользоваться картами и счетами, проводя "нетипичные" операции, например, совершая крупные покупки или частые переводы. Экономический обозреватель «Вестей ФМ»​ Валерий Емельянов продолжит тему.

Владельцу банковской карты довольно просто попасть под закон о финансировании терроризма. Один неудачный перевод (например, из-за ошибки в реквизитах), высокая активность на счете, которой давно не использовался, – и вот банк «закрывает» клиента до выяснения обстоятельств. А выясняться они могут не один месяц.

В последние годы сильно ужесточились требования к банкам по проверке клиентов. За неисполнение этих предписаний им грозит отзыв лицензии, поэтому они перестраховываются и зачастую блокируют тех, кто ни в чем не виноват. Например, вкладчиков, снимающих со счета большие суммы. Или тех, кто платит за аренду квартиры и другие услуги переводами в онлайн-банке. Таких случаев немало, говорит ведущий аналитик РАНХиГС Семен Новопрудский.

НОВОПРУДСКИЙ: Вызывает подозрение слишком большой объем денег относительно обычных переводов. Также слишком большое количество мелких операций, которые проводятся за короткий срок времени. Бывает, что блокируют счет человека не за то, что он что-то не то отправил, а за то, что он получил перевод от какого-то контрагента, который кажется банку подозрительным.

Собственно, эту проблему и хотят решить с помощью новой технологии, которая объединит в себе антимошеннические и "антиотмывочные" алгоритмы. Первые представляют собой автоматику, которая стоит на защите клиента от попыток вскрыть его счета извне. А вторые – это очень похожие программы, но «зеркального» действия: они защищают сам банк от клиента, который потенциально может использовать дыры в сервисах, чтобы вести «серый» бизнес, отмывать криминальные деньги или осуществлять переводы экстремистам. То есть раньше каждую операцию проверяли дважды, теперь будут один раз, но более комплексно. И вероятность ложного срабатывания должна заметно упасть. Говорит начальник отдела по противодействию мошенничеству «Инфосистемы джет» Алексей Сизов.

СИЗОВ: Более высокая автоматизация и более оперативное получение данных для принятия решения предоставят конечному пользователю бенефиты в виде того, что количество ложных блокировок снизится, а точность отправки отчетности по "сомнительным" операциям повысится. Банк страхуется от того, что будут пропущены действительно высокорисковые транзакции. И регулятор реже обращается в банк с вопросами: «А почему такая активность по счетам была пропущена?».

Для активных клиентов это означает, что их реже будут блокировать. А те, кто опасались блокировок и из-за этого избегали новых финансовых сервисов, смогут пользоваться своими счетами чаще, чем прежде. Например, для хранения крупных сумм, для покупки и продажи квартиры, машины и ведения легального бизнеса.

Правда, проблема снятия блокировки, если она все же произведена, никуда не денется. Пройти процедуру так называемой реабилитации счетов довольно сложно. Это удается лишь десятой части их тех, кого банки внесли в «чёрные списки». Причем если человек внесен туда одним банком, то в других обслуживание тоже приостанавливают. По всей России таких «замороженных» клиентов с "зависшими" деньгами – около 3000 человек. Так что работы по упрощению надзора еще очень много, добавляет Семен Новопрудский.

НОВОПРУДСКИЙ: Люди, которые с подобным сталкиваются, должны готовиться морально к тому, что нет никакого четкого срока решения проблемы. Есть комиссия, которая рассматривает дело, если банк отказывается разблокировать ваш счет. Сколько она рассматривает каждое дело – непонятно. Но часто такие споры занимают месяцы.

Конечно, никто не запрещает пользоваться только наличными и вообще не иметь дел с банками, но в наше время это довольно трудно. В Москве и других больших городах работодатели, как правило, уже давно не имеют специально выделенной кассы, поскольку зарплату всем сотрудникам перечисляют на карты. В бухгалтерии банально нет бумажных банкнот. Входящие платежи из бюджета, от заказчиков или клиентов – все в безналичном виде. И достать из этой системы более или менее крупную сумму – настоящая проблема. Нужно идти в банк, но, опять же, у них – "антиотмывочные" системы, и все "нетипичные" списания со счетов фирмы они могут расценить как нарушение закона о легализации доходов и финансировании терроризма.