17:42, 10 января 2020

«Boeing 737 MAX разработали клоуны под руководством обезьян»

Переписка сотрудников компании Boeing показала, как они сами относятся к своей продукции. И многих это ужаснуло. Корреспондент «Вестей ФМ» Вера Десятова ознакомилась с признаниями и оправданиями представителей Boeing.

«Самолет разработали клоуны под руководством обезьян» – так в переписке говорил сотрудник Boeing про печально известную модель 737 MAX. Это не втихаря "слитые" сообщения, а данные из официальных документов, которые обнародовала компания. Материалы были направлены в Конгресс, комитеты которого занимаются расследованием крушений самолетов этой модели. И только по нескольким фразам из сотен страниц можно сделать печальные выводы: люди, которые работали над самолетом, сами бы на нем не полетели. Доказательство этому – диалог в мессенджере двух человек. Один спрашивает: «Вы бы посадили свою семью на самолет, пилот которого обучался на симуляторе MAX? Я бы не стал». «Нет», – отвечает ему коллега.

Проблем с обучением у компании было немало. Boeing не хотел делать новые тренажеры – это затратно и трудно. Компания планировала использовать симуляторы для самолетов предыдущей модели. Сотрудники обсуждали, что если регуляторы потребуют обновить тренажер, подчиняться они не собираются. В 2016 году человек из отдела маркетинга радовался, что регуляторы все-таки разрешили пилотам проходить лишь короткое компьютерное обучение вместо полноценного курса на симуляторе.

Кроме того, есть подозрения, что компания обманывала Федеральное авиационное управление. Иначе никто в компании не стал бы писать следующую фразу: «Меня все еще не простил Бог за то, что я скрыл в прошлом году. Больше я не смогу это сделать».

Сотрудники также обсуждали принципы компании. Выяснилось, что они в них разочаровались, потому что Boeing думал лишь о том, чтобы найти поставщиков подешевле и выполнить свои планы в невозможные сроки. «Я не знаю, как исправить эти вещи. Это систематично. Это культура. Это факт, что наша команда лидеров очень мало понимает в бизнесе и подталкивает нас к определенным целям», – было написано в электронном письме одного сотрудника.

Обнародованные сообщения оказались настолько самообличительными, что компании пришлось оправдываться. Boeing извинилась за «провокационные заявления», назвала их неприемлемыми и заявила, что в работу, организацию труда и культуру отношений внесены большие изменения.

Эксплуатацию Boeing 737 MAX остановили после двух катастроф подряд. В октябре 2018 разбился самолет в Индонезии. Он упал в море через 13 минут после вылета, погибли 189 человек. Причиной трагедии стала ошибка датчика угла атаки. Он передавал на бортовой компьютер ложные данные. Из-за этих сигналов включилась автоматическая вспомогательная система. Она стала опускать нос самолета вниз, думая, что он задран слишком высоко. Но на самом деле этого не было. Пилоты пытались выровнять самолет, но команды автоматики не дали этого сделать.

Неадекватная работа системы стала причиной крушения еще одного самолета – в Эфиопии в марте прошлого года. Он разбился через 6 минут после взлета. Погибли 157 человек, в том числе трое россиян.