тема: ОСАГО
00:25, 15 февраля 2020

Нет диагностической карты – нет ОСАГО: любителей обходиться без ТО ждёт «сюрприз»

ГИБДД получит право аннулировать диагностическую карту, если выяснит, что ее выдали с нарушениями. Это должно помешать покупке диагностических карт без реального техосмотра машины. А именно так сегодня поступают абсолютное большинство автовладельцев. Инициатива вступит в силу 8 июня одновременно с новым законом о гостехосмотре. Его основные положения напомнит корреспондент «Вестей ФМ» Сергей Гололобов.

Проверка законности техосмотра – задача не для ДПС. Ведь единственное, что может определить инспектор на трассе, это «пробить» диагностическую карту по базе ЕАИСТО и увидеть: есть карта или её нет. Но для того чтобы выяснить, каким образом она получена, нужны специальные оперативные мероприятия, поясняет председатель Союза техэкcпертов России Сергей Зайцев.

ЗАЙЦЕВ: В правилах государственного контрольного надзора предусматриваются и анализ по базе ЕАИСТО, и контрольные закупки, и анализ рынка, и, соответственно, заявления пострадавших, потерпевших и так далее.

По новым правилам, если ГАИ выявит подделку диагностической карты, то сможет её аннулировать. Параллельно уведомляют об этом выписавшую ОСАГО страховую. Она в случае ДТП сможет выдвинуть против излишне хитрого водителя регрессный иск о компенсации выплаты. Но сначала выплату придется произвести, уверен замгендиректора страхового общества «РЕСО-гарантия» Игорь Иванов.

ИВАНОВ: Скорее всего, страховым компаниям придется исполнять свои обязательства, потому что договор уже заключен. Я не исключаю, что страховые компании попытаются связаться со своими клиентами и как-то будут их мотивировать пройти всё-таки этот техосмотр. Отказать в выплатах по такому договору, который был заключен на основании некорректно полученной диагностической карты, у страховых компаний практически нет шансов. Я полагаю, что ни один суд не встанет на сторону страховщиков в данной ситуации.

С 8 июня меняется и сам порядок прохождения гостехосмотра. Пока официально запланирована фотофиксация машины на линии. 3 фотографии: задней части при въезде, далее – VIN-номера и передней части при выезде. Цель – та же: поставить заслон фиктивным диагностическим картам. Правда, похожий механизм уже действовал лет 10 назад. И себя не оправдал, констатирует автоэксперт Андрей Осипов.

ОСИПОВ: Поскольку даже наличие камер на въезде, в середине и где-то в конце техосмотра вовсе не гарантирует и не исключает коррупционную составляющую. Разве по фотографии вы можете определить, проводились какие-то работы с автомобилем или нет?

Понимая это, МВД предложило не ограничиваться фотографиями, а ввести видеофиксацию техосмотра. Весь процесс его прохождения тогда будет виден более-менее точно. Но даже 10 минут качественного видео – не менее 200 мегабайт трафика. А машин – миллионы. То есть для видеофиксации техосмотра потребуются очень большие мощности хранения данных, полагает представитель компании «Технологии распознавания» Сергей Кусов.

КУСОВ: Это действительно колоссальный массив данных. Потому что все транспортные средства проходят ТО. Тем более тут период хранения еще очень важен. Потому что если, допустим, по штрафам – это, условно говоря, 30 дней, то здесь это могут обратиться, условно говоря, через 3 – 4 месяца в случае каких-то сомнений по техосмотру. Особенно со стороны страховщиков, если вдруг возникнут какие-то вопросы. Будет очень непросто это дело организовать.

За езду без диагностической карты пока штрафуют только водителей такси и общественного транспорта. С 27 июля начнут наказывать всех, в том числе владельцев частных легковых машин. На 2000 рублей. Не стоит забывать, что остается еще и штраф за езду без ОСАГО на 500 – 800 рублей. Фактически двойное наказание за одно и то же, считает Андрей Осипов.

ОСИПОВ: Действительно, в таком случае можно говорить об удвоенности штрафов. Потому что он будет получать 2000 рублей за отсутствие диагностической карты. И он также будет платить штраф за отсутствие полиса ОСАГО. Потому что если машина не прошла техосмотр и у него нет диагностической карты, это фактически и автоматически аннулирует полис ОСАГО.

Отсутствие диагностической карты и ОСАГО будут фиксировать с помощью автоматических камер и затем «пробивать» по общей базе. Причем раньше автомобильная общественность была напугана слухами о множественности наказаний. Сколько, мол, камер проехал – столько раз тебя и оштрафуют. Сейчас всё-таки поступило разъяснение. Наказывать за отсутствие карты будут не более раза в сутки. Автомобилисту дадут время осознать свою ошибку и за 24 часа ее исправить.