тема: Штрафы
15:50, 25 февраля 2020

Водителей могут поделить на «хороших» и «плохих»

Новый КоАП разделит автомобилистов на "обычных" и "опасных". Граница между ними пройдет по количеству совершаемых нарушений ПДД, то есть степени риска для окружающих. "Опасных" водителей будут наказывать строже. Такие поправки к КоАП разрабатывает рабочая группа экспертов при Общероссийском народном фронте. Подробности выяснял корреспондент «Вестей ФМ» Сергей Гололобов.

Если нарушений за год минимум, а конкретно – от 0 до 5, то водитель считается образцовым и примером для своих коллег. А потому и наказывать его в случае нарушения будут гуманно. В том числе предупреждениями. Хотя при нынешнем КоАП его бы наказали штрафом. Далее идут невысокая группа риска – от 6 до 30 нарушений, средняя – от 31 до 100 и, наконец, особо опасные автомобилисты, у которых – свыше 101 нарушения. Таковых будут карать самым строгим образом. Правда, пока не уточняется как. Надо отметить, что к этому нововведению автомобильные эксперты отнеслись осторожно. Нарушение нарушению рознь, отметил автоюрист, адвокат Сергей Радько.

РАДЬКО: Я не очень поддерживаю такую идею разделения – как показывает практика, далеко не всегда большое количество нарушений означает попадание водителя в ДТП. Например, не так давно был задержан водитель, у которого около 2 000 штрафов. Но он, слава богу, был задержан не за ДТП. А есть люди, которые первый раз совершают нарушение, и оно приводит к трагедии.

Но разработчики поправок об этом тоже подумали. Они предложили разделить и сами нарушения по степени опасности для окружающих. Одно дело – неправильная парковка, которая никак на дорожное движение не влияет, и другое дело – выезд на красный или на встречку. Понятно, что такие нарушения сильно испортят личное дело автомобилиста и поместят его фамилию в группу высокого риска. Тут, правда, специалисты находят еще один недостаток нововведения. Ведь карать будут владельца автомобиля, а не того, кто реально находился за рулем, констатирует Сергей Радько.

РАДЬКО: В этом – огромный минус системы автоматической фиксации. И поэтому можно сколько угодно назначать наказание собственнику, но за рулем сидит не он. И это означает, что, скорее всего, наказание будет назначено не тому лихачу, который ставит под угрозу жизни людей, а совершенно другому лицу. И в этой связи, скажем так, профилактическая составляющая этого наказания будет совершенно никакая.

Такое, кстати, уже было в Советском Союзе, когда нарушителя не только наказывали штрафом, но и кололи дырки в правах: 3 за год – и водительское удостоверение отбирали до пересдачи. Потом проколы отменили. Ибо посчитали, что это – двойное наказание нарушителя. Но сейчас такую практику могут возродить, признает эксперт ДТП Юрий Антипов.

АНТИПОВ: С юридической точки зрения за каждое правонарушение человек должен быть наказан только один раз. Не должно быть какого-то шлейфа. То есть человек совершил проступок, его наказали штрафом за нарушение правил ПДД. Но при этом он попадает еще в какой-то чёрный список, и его еще раз наказывают. У нас считается, что правосудие свершилось, человек наказан, и он после этого – наравне со всеми. Почему его должны наказывать дважды?

Стоит отметить, что эти поправки к КоАП разрабатывает рабочая группа общественников. То есть это, можно сказать, альтернативный вариант. Но специалисты не исключают, что какие-то положения от этой рабочей группы войдут и в основной, минюстовский текст нового КоАП.