Хватит звонить! Банкам хотят запретить агрессивно навязывать кредиты
В Госдуме намерены запретить рекламу кредитов по телефону. Банкам предлагают размещать информацию на телевидении, плакатах, стойках в офисах и в Интернете. Соответствующее письмо авторы инициативы уже направили в Центробанк. На назойливые звонки постоянно жалуются в Сети, причем страдают не только клиенты, но и те, кто с банками не имеет отношений. Есть ли наказание за такой "телефонный террор"? И как с ним бороться, пока запрет не закреплен официально? Разбиралась корреспондент «Вестей ФМ» Александра Писарева.
«Вешайте плакаты или размещайте рекламу в Интернете»: Госдума хочет запретить банкам звонить клиентам с предложением кредитов. Жалоб в Сети много. Звонят всем без разбора: клиентам и тем, кто ими не является, не пользуется такими услугами, и даже тем, кто просит не тревожить. На видеохостингах – десятки записей того, как доведенные потребители разыгрывают операторов. Которых, впрочем, с прописанного сценария это не сбивает.
СОТРУДНИК БАНКА: Вам предлагается оставить заявку на получение кредитной карты с лимитом до 300 000 рублей.
КЛИЕНТ: А откуда вы мой телефон знаете?
СОТРУДНИК БАНКА: Ваш знакомый, доверие которого нам очень важно, предоставил нам данные. У нас действует акция «Приведи друга». Давайте сейчас попробуем анкету составить? Ваше имя?
КЛИЕНТ: Чапаев Василий Иванович.
СОТРУДНИК БАНКА: Дата вашего рождения?
КЛИЕНТ: 1853 год.
СОТРУДНИК БАНКА: Я не могу такую дату оформить.
КЛИЕНТ: Что за дискриминация?
СОТРУДНИК БАНКА: Клиенту должно быть менее 71 года. Может, вы ошибаетесь? 1963?
Навязчивость – не единственная проблема. Телефонные разговоры, во время которых невозможно проверить, кто на том конце провода на самом деле, – хорошая почва для мошенничества.
На форумах некоторые пользователи операторов защищают: они просто отрабатывают план, поэтому вынуждены быть настойчивыми. Это вряд ли может быть оправданием, полагает председатель совета общероссийской общественной организации потребителей «Союз защиты прав потребителей финансовых услуг» Игорь Костиков.
КОСТИКОВ: Менеджеры используют это в том числе для того, чтобы повышать свои собственные доходы. Мы прекрасно понимаем, что премирование и бонусы менеджеров зависят от того, сколько они банковских продуктов продадут. Тут еще одна проблема: мы считаем, что в финансовых институтах в советы директоров должны входить не только представители организаций и близкие лица, но и в качестве независимых директоров – представители потребительского сообщества. Иначе это будет продолжаться. А доступа к внутренней информации финансовых институтов добиться зачастую не может никто, даже Центробанк.
Моду на агрессивную рекламу несколько лет назад ввел один из дистанционных банков. Идею подхватили остальные. В будущем направление действительно будет только развиваться, уверен профессор кафедры финансов, денежного обращения и кредита факультета финансов и банковского дела Российской академии народного хозяйства и госслужбы Юрий Юденков.
ЮДЕНКОВ: В банках сейчас гораздо больше разработано технических продуктов, которые они готовы предложить клиенту, но тот в силу своей консервативности не всегда соглашается на новые услуги. И это отдельное сейчас "поле освоения" для банков – чтобы "продажники" делились опытом, рассказывали, как лучше продавать банковские продукты. То есть вот эта агрессивная реклама – это только начало, я думаю, дальше будут придумываться все новые и новые способы предложения услуг. Реклама будет более адресной.
Поэтому какие-то рамки в законе должны быть прописаны, считают эксперты. Другая особенность, как отмечают специалисты, – по телефону нередко активно рекламируют не самый выгодный продукт, рассчитывая, что клиент доверится сотруднику и не будет вникать и сравнивать.
Так что пока официально запрета на звонки нет, пользователи в Сети продолжают оставлять советы – как избавиться от банка за пару дней. В первую очередь рекомендуют звонить на горячую линию или писать через приложение с просьбой удалить номер из базы, оставить заявление в отделении, а если не помогает – идти в суд. Правда, для этого нужны доказательства – к примеру, диктофонная запись звонков или распечатка вызовов.
В марте прошлого года в Хабаровске ФАС оштрафовала один из банков за телефонную рекламу без согласия абонентов на 100 000 рублей.
Есть ещё один лайфхак – сказать, что вы сами работаете в банке. Проверить это не смогут. А «своих», как обещают, лишний раз беспокоить не будут.
Популярное
Вслед за «цифровым рабством» отменят и банковское
Перейти в другой банк станет проще. ЦБ предложил ввести универсальный платёжный адрес, своего рода «банковский ID» для предпринимателей. По нему деньги найдут получателя даже после смены реквизитов. Услуга похожа на систему быстрых платежей, в которой переводы привязаны к мобильному номеру пользователя.
Новые лоукостеры в России и информаторы в банках
Итоги дня – в репортажах корреспондентов «Вестей ФМ» и комментариях экспертов.
Слишком сложно для граждан: «людям с улицы» могут ограничить продажу облигаций
Центробанк намерен ограничивать продажу разных "сложных" облигаций гражданам, которые плохо представляют, как такие инструменты работают. Многие банки активно предлагают их своим клиентам – под обещания высоких доходов, но на деле те часто теряют свои деньги. Руководство регулятора прямо называет сложные облигации «мутными финансовыми продуктами», а в Госдуме рассматривается законопроект о тестировании граждан на понимание рисков, чтобы они осознанно подходили к инвестициям.
Слишком сложно для граждан: «людям с улицы» могут ограничить продажу облигаций
Центробанк намерен ограничивать продажу разных "сложных" облигаций гражданам, которые плохо представляют, как такие инструменты работают. Многие банки активно предлагают их своим клиентам – под обещания высоких доходов, но на деле те часто теряют свои деньги. Руководство регулятора прямо называет сложные облигации «мутными финансовыми продуктами», а в Госдуме рассматривается законопроект о тестировании граждан на понимание рисков, чтобы они осознанно подходили к инвестициям.
Новые лоукостеры в России и информаторы в банках
Итоги дня – в репортажах корреспондентов «Вестей ФМ» и комментариях экспертов.
«Проведение экспортных операций – наша задача»
Сейчас для всего бизнеса – непростой период. Трудно ли получить финансирование на осуществление экспортных поставок?
Вслед за «цифровым рабством» отменят и банковское
Перейти в другой банк станет проще. ЦБ предложил ввести универсальный платёжный адрес, своего рода «банковский ID» для предпринимателей. По нему деньги найдут получателя даже после смены реквизитов. Услуга похожа на систему быстрых платежей, в которой переводы привязаны к мобильному номеру пользователя.
70 тысяч за «оказание услуги»: жительница Свердловской области отсудила у банка деньги за навязанную страховку
На Урале банк проиграл клиенту суд по делу о скрытой комиссии. Жительнице Свердловской области удалось отсудить у финорганизации десятки тысяч рублей, которые с нее взяли за подключение к коллективному договору страхования.
Мошенники придумали новую схему по отъёму денег
Мошенники изобрели новую схему кражи денег с банковских карт. Обман строится на так называемой социальной инженерии.