23:03, 05 августа 2020

Запутанная схема с участием россиян, украинцев и Молдавии: как злополучная селитра оказалась в Бейруте

Почти 3 000 тонн аммиачной селитры были доставлены в Бейрут на судне «Росус» 6 лет назад. Корабль шел под молдавским флагом, экипаж состоял из граждан Украины, а само судно принадлежало бизнесмену из Хабаровска, который переехал жить на Кипр. Причем селитра предназначалась не для Ливана, а для Мозамбика. В СМИ появились детали этой запутанной схемы. Подробнее – обозреватель “Вестей FM” Борис Бейлин.

Члены экипажа судна «Росус» рассказывают, каким образом аммиачная селитра попала в порт Бейрута. Она появилась там задолго до взрыва, в 2014 году, когда «Росус» зашёл в ливанский порт, чтобы забрать дополнительный груз. Однако судно оказалось неприспособленным для перевозки тяжелой дорожной техники. Корабль и так был заполнен аммиачной селитрой. При попытке поставить на борт дополнительный груз прогнулась крышка трюма. От этой идеи пришлось отказаться. Как сообщил капитан «Росуса» Борис Прокошев телеканалу «Звезда», экипаж к тому времени жаловался на задержки зарплаты. А хозяин судна Игорь Гречушкин неожиданно отказался оплачивать портовый сбор.

ПРОКОШЕВ: Гречушкин тогда сказал: “Идите на Кипр. Там решим проблему с экипажем”. Но он должен был заплатить штраф за то, что мы не смогли погрузить груз. И должен был заплатить портовые сборы за стоянку судна в порту. Он не заплатил. Из-за этого власти Ливана арестовали судно до оплаты. Вот так мы и остались в Бейруте.

Между тем на борту судна оставалось почти 3 000 тонн аммиачной селитры. Ее загрузили в Грузии, в Батуми. Селитру должны были доставить в Мозамбик. А до того сделать остановки в Турции и в Испании.

Проблемы начались почти сразу же. После того как «Росус» зашел в Босфор, пришлось менять экипаж. Как пояснил Russia Today инженер-электрик корабля Семен Николенко, морякам задерживали зарплату. В портах к судну постоянно возникали вопросы. Их решали с помощью взяток.

В итоге Николенко сошел с судна в Турции. «Росус» после этого – уже с новым экипажем – отправился в Севилью, а затем – в Бейрут. Где корабль и задержали за неоплату портовых сборов.

Судно оказалось фактически брошенным. Груз – изъят. По данным капитана, селитру выгрузили и вывезли на склад.

Экипаж состоял в основном из граждан Украины. Из России только сам капитан и старший механик. После долгих судебных разбирательств все моряки вернулись домой. Как сказал Борис Прокошев, «еле вырвались». К примеру, для оплаты услуг адвоката пришлось продать топливо.

«Росус» ходил под молдавским флагом. Хотя, по заявлению руководителя Агентства водного транспорта Молдавии Игоря Захарии, судно уже давно не имеет никакого отношения к его стране: «Инцидент с задержанием груза произошел несколько лет назад. С тех пор существенно изменились правила аккредитации, и десятки судов были лишены права ходить под молдавским флагом. В том числе и это судно. Оно давно не под флагом Молдавии. Так что флагман не виноват», – заключил молдавский чиновник.

Что касается собственника судна – хабаровского бизнесмена Игоря Гречушкина, то он является резидентом Кипра. Греческие СМИ сообщают, что сейчас службы безопасности Кипра разыскивают россиянина по делу о селитре, взорвавшейся в Бейруте. Но в кипрской полиции заявили, что об этом пока ничего не знают.