тема: ЕГЭ
14:18, 06 августа 2020

«Изменённые ситуации» в ЕГЭ: школьников будут учить применять знания «на практике»

Во всех ЕГЭ появятся задания на «измененную ситуацию»: сдать экзамен будет сложнее. Выпускникам придется доказать, что они могут применять теоретические знания в реальной жизни. Новшество опробуют в следующем году на экзамене по истории. А позже распространят на все предметы.

Тем временем в Петербурге бывшие школьники массово оспаривают результаты прошедшего ЕГЭ. Поданы почти 2 000 апелляций – это рекорд за всё время существования экзамена. О жалобах и будущих новшествах при сдаче ЕГЭ расскажет корреспондент «Вестей ФМ» Олег Яхонтов.

Результаты ЕГЭ по химии активно обсуждаются до сих пор. Проблема в том, что, по мнению выпускников, задания были слишком сложными, и была изменена их структура. Вот лишь несколько мнений: «У нас на экзамене все в слезах были. У многих – такая истерика, что даже успокаивали в медпункте». «В ЕГЭ по химии полностью поменяли структуру. Вторая часть – ноль у всех». «В этом году ЕГЭ по химии было составлено на основе олимпиадного уровня, и это – едва ли не самые сложные варианты за все годы».

Таких высказываний очень много, хотя есть и иное мнение: «Если честно, я считаю, что если человек знает предмет, то он его спокойно сдаст. Все, кто реально знают, всегда химию сдавали легко».

Эту ситуацию прокомментировал начальник Управления организации и проведения государственной итоговой аттестации Рособрнадзора Игорь Круглинский, который утверждает, что в экзамен не были включены новые задания. По его словам, «изменился лишь контекст и условия, а задания в принципе остались такие же, какие были». То есть для того чтобы решить их, надо было понимать суть того, что у тебя спрашивают. Недостаточно уже, увидев знакомые слова, применить впрямую заученный метод или формулу для решения задачи. Необходимо было проявить смекалку и сообразительность.

При этом, по его словам, в единый госэкзамен по всем предметам постепенно будут включать задания на проверку умения школьников применять полученные знания в незнакомой и «измененной» ситуации. В качестве примера он привел задание, которое было несколько лет назад на экзамене по математике. Школьникам предложили посчитать, сколько им нужно купить банок краски в магазине для ремонта. В условиях задачи были параметры стены, количество слоев, расход краски и так далее. Школьники все рассчитали, и у них получилось дробное значение – 6,44 банки. Но этот ответ был неправильным, поскольку школьники забыли о том, что в ответе им нужно указать целое количество банок, так как в магазине им не пропадут неполную банку краски. Это и есть «измененная» ситуация, то есть та самая практика.

По словам Круглинского, уже в 2021 году такие задания могут быть включены в ЕГЭ по истории. Правда, он не привел примера подобной «измененной» ситуации в области истории, поэтому эксперты, с которыми я разговаривал, ждут разъяснений.

Тем не менее, по словам Круглинского, такая же работа ведется и по другим предметам. Однако ряд преподавателей по истории назвал всё это "задачками на сообразительность" и усомнился, что они могут выявить знания школьников по предмету. Но в любом случае подобные задания надо обсуждать в преподавательском сообществе, поскольку учителя должны понимать, как готовить детей к ЕГЭ и с какими "измененными ситуациями" они столкнутся.