тема: Наш атом
11:00, 25 сентября 2020

Зачем нужен атомный ледокольный флот

В этом цикле программ мы вместе с госкорпорацией “Росатом” рассказываем об атомной энергетике. Почему-то принято считать, что энергию в ядерных реакторах добывают исключительно на электростанциях. Но ведь эту энергию можно использовать абсолютно для любых нужд – например, чтобы двигать ледоколы! Нужно «всего лишь» установить на судне реактор.

Конечно, это только звучит так просто, на самом же деле это невероятно сложная инженерная задача. А теперь давайте разбираться зачем.

Северный морской путь – это кратчайшая морская дорога, соединяющая Дальний Восток и европейскую часть России. В самом деле, идти из Владивостока в Санкт-Петербург вдоль северного побережья Евразии намного ближе, чем огибать всю Азию, Индию, Аравийский полуостров и всю Европу в придачу. В первом случае судно пройдет 14 000 километров, а во втором – все 23 000. Экономические резоны очевидны: топлива тратится меньше, груз доставляется быстрее, а также нет таких неочевидных минусов, как очереди на проход Суэцкого канала и нападения пиратов. Но Арктика, откровенно говоря, вовсе не рай для судоходства, и главный ее недостаток – лед. Вот поэтому здесь и необходим ледокольный флот.

Строго говоря, ледокол вполне может и не быть атомным: по рекам и озерам ходят тысячи дизельных судов, а когда-то были и паровые. Но в Арктике на первый план выходит главная проблема: топливо. Чтобы доставить его к ледоколу, необходим танкер, которому тоже требуется топливо, и так далее и так далее… Замкнутый круг! Поэтому атомная энергетическая установка – единственный и лучший выход. Альтернатив просто нет – ни солнечная, ни ветряная энергетика тут не годятся, а ядерный реактор дает ледоколу практически неограниченный запас хода, огромную мощность плюс массу дополнительной энергии для отопления, освещения, связи и всех остальных нужд. И при этом атомоход абсолютно не загрязняет природу выбросами!

Россия – единственная страна в мире, у которой есть собственный атомный ледокольный флот. Без него освоение Арктики было бы если не невозможным, то во много раз более сложным и дорогим. И если вы думаете, что ледоколы нужны только для прокладывания пути во льдах для сухогрузов и танкеров, то вы ошибаетесь. Кроме проводки судов по Севморпути и в замерзающих портах, ледоколы Атомфлота обеспечивают проведение научных экспедиций в высоких широтах, проводят аварийно-спасательные операции, занимаются экологическими исследованиями, возят туристов, ремонтные комплексы, стройматериалы для северных портов...

И все это было бы невозможным без того огромного запаса чистой энергии, который дает атомная энергетика.