17:00, 04 марта 2021

Неприкасаемые хулиганы: почему не удаётся решить проблему авиадебоширов

Авиадебоширов усмирят спецсредствами. В правительстве планируют ратифицировать международный протокол, в котором подробно расписаны меры, применяемые к неадекватным пассажирам. В частности, экипажу разрешат силой успокаивать дебоширов. При необходимости стюардессы позовут на помощь других пассажиров. Какие меры грозят бузотёрам за отказ выполнить требования командира самолёта – разбирался обозреватель “Вестей FM” Павел Анисимов.

Пассажиры рейса Новосибирск-Москва стали свидетелями очередного авиадебоша: ещё до взлёта двое нетрезвых мужчин устроили разборки с попутчиками, и командир корабля вызвал сотрудников полиции. Дебоширы начали размахивать кулаками, после чего их скрутили и надели наручники.

Но что делать экипажу, если ЧП произошло во время полёта? Подробной инструкции на этот счёт нет, говорит руководитель портала «АВИА.ру» Роман Гусаров. У стюардесс из спецсредств – только дар убеждения и ремни на креслах.

ГУСАРОВ: Члены экипажа не могут применить к авиадебоширу не только спецсредства – они запрещены во время полёта, но и вообще не имеют по большому счёту права к нему прикасаться. Поэтому единственное противодействие дебоширу – это просто защищаться, обороняться, отбиваться, но постараться самого дебошира не трогать.

Пьяные выходки на борту самолета грозят виновникам только «административкой», то есть – штрафом. При этом сам дебошир может засудить авиакомпанию за травмы или порванную в схватке одежду.

В Госдуме не первый год осуждают поправки в Воздушный кодекс, которые разрешат экипажу использовать электрошокеры и пластиковые ленты-браслеты. Это позволит на месте угомонить дебошира, отмечает один из авторов поправок, член думского Комитета по транспорту Александр Старовойтов.

СТАРОВОЙТОВ: В перечень специальных средств, которые будут находиться на борту воздушного судна и использоваться экипажем, войдут пластиковые наручники. То есть пока мы ограничиваемся данным средством. В дальнейшем, конечно, этот список может расширяться.

Но использовать их можно только на внутренних рейсах. За рубежом отношения между экипажем пассажиром регулируются Конвенцией о преступлениях на борту воздушных судов и недавними поправками в виде Монреальского протокола 2014 года, к которым Россия до сих пор не присоединилась. Документ чётко расписывает, что считать хулиганством на борту. Это не только нападение на члена экипажа, но и угрозы, а также отказ выполнять указания стюардессы или командира корабля. Кроме того, протокол разрешает использовать спецсредства и звать на помощь других пассажиров. У нас такая самодеятельность – вне правового поля. Самое главное – международные нормы снимают с экипажа ответственность за здоровье дебошира. Другими словами, пилотов не будут судить, если хулигану что-то сломали, пока успокаивали.

С другой стороны, стюардесса вполне может “жахнуть” электрошокером надоедливого пассажира, который всего лишь пытался с ней флиртовать. К сожалению, у нас превышение полномочий не такая уж редкость, отмечает Роман Гусаров. Другая опасность – если пьяный дебошир окажется сильнее стюарда и отберёт у него электрошокер. Последствия будут печальными для всех, предупреждает Гусаров.

ГУСАРОВ: Что если дебошир сам им воспользуется? Не говоря уже о том, что сильные разряды электричества на борту самолёта – это очень опасная вещь, они могут повредить бортовые системы. Поэтому пока какого-то универсального решения не найдено. Причём не только у нас, но и за рубежом.

В некоторых странах за порядком в самолётах следит служба «воздушных маршалов». Специально обученные охранники патрулируют коммерческие рейсы и случае ЧП могут применить оружие. Но многие авиакомпании отказались от таких конвоев: проблемы с пассажирами бывают крайне редко, и при этом воздушный маршал занимает место, которое можно продать.

По словам экспертов, в наших реалиях самый простой способ утихомирить авиадебоширов – просто не пускать пьяных граждан в самолёт и не продавать крепкий алкоголь на борту.