Неприкасаемые хулиганы: почему не удаётся решить проблему авиадебоширов
Авиадебоширов усмирят спецсредствами. В правительстве планируют ратифицировать международный протокол, в котором подробно расписаны меры, применяемые к неадекватным пассажирам. В частности, экипажу разрешат силой успокаивать дебоширов. При необходимости стюардессы позовут на помощь других пассажиров. Какие меры грозят бузотёрам за отказ выполнить требования командира самолёта – разбирался обозреватель “Вестей FM” Павел Анисимов.
Пассажиры рейса Новосибирск-Москва стали свидетелями очередного авиадебоша: ещё до взлёта двое нетрезвых мужчин устроили разборки с попутчиками, и командир корабля вызвал сотрудников полиции. Дебоширы начали размахивать кулаками, после чего их скрутили и надели наручники.
Но что делать экипажу, если ЧП произошло во время полёта? Подробной инструкции на этот счёт нет, говорит руководитель портала «АВИА.ру» Роман Гусаров. У стюардесс из спецсредств – только дар убеждения и ремни на креслах.
ГУСАРОВ: Члены экипажа не могут применить к авиадебоширу не только спецсредства – они запрещены во время полёта, но и вообще не имеют по большому счёту права к нему прикасаться. Поэтому единственное противодействие дебоширу – это просто защищаться, обороняться, отбиваться, но постараться самого дебошира не трогать.
Пьяные выходки на борту самолета грозят виновникам только «административкой», то есть – штрафом. При этом сам дебошир может засудить авиакомпанию за травмы или порванную в схватке одежду.
В Госдуме не первый год осуждают поправки в Воздушный кодекс, которые разрешат экипажу использовать электрошокеры и пластиковые ленты-браслеты. Это позволит на месте угомонить дебошира, отмечает один из авторов поправок, член думского Комитета по транспорту Александр Старовойтов.
СТАРОВОЙТОВ: В перечень специальных средств, которые будут находиться на борту воздушного судна и использоваться экипажем, войдут пластиковые наручники. То есть пока мы ограничиваемся данным средством. В дальнейшем, конечно, этот список может расширяться.
Но использовать их можно только на внутренних рейсах. За рубежом отношения между экипажем пассажиром регулируются Конвенцией о преступлениях на борту воздушных судов и недавними поправками в виде Монреальского протокола 2014 года, к которым Россия до сих пор не присоединилась. Документ чётко расписывает, что считать хулиганством на борту. Это не только нападение на члена экипажа, но и угрозы, а также отказ выполнять указания стюардессы или командира корабля. Кроме того, протокол разрешает использовать спецсредства и звать на помощь других пассажиров. У нас такая самодеятельность – вне правового поля. Самое главное – международные нормы снимают с экипажа ответственность за здоровье дебошира. Другими словами, пилотов не будут судить, если хулигану что-то сломали, пока успокаивали.
С другой стороны, стюардесса вполне может “жахнуть” электрошокером надоедливого пассажира, который всего лишь пытался с ней флиртовать. К сожалению, у нас превышение полномочий не такая уж редкость, отмечает Роман Гусаров. Другая опасность – если пьяный дебошир окажется сильнее стюарда и отберёт у него электрошокер. Последствия будут печальными для всех, предупреждает Гусаров.
ГУСАРОВ: Что если дебошир сам им воспользуется? Не говоря уже о том, что сильные разряды электричества на борту самолёта – это очень опасная вещь, они могут повредить бортовые системы. Поэтому пока какого-то универсального решения не найдено. Причём не только у нас, но и за рубежом.
В некоторых странах за порядком в самолётах следит служба «воздушных маршалов». Специально обученные охранники патрулируют коммерческие рейсы и случае ЧП могут применить оружие. Но многие авиакомпании отказались от таких конвоев: проблемы с пассажирами бывают крайне редко, и при этом воздушный маршал занимает место, которое можно продать.
По словам экспертов, в наших реалиях самый простой способ утихомирить авиадебоширов – просто не пускать пьяных граждан в самолёт и не продавать крепкий алкоголь на борту.
«Взрывная» дебоширка: подробности ЧП на рейсе Симферополь – Москва
В московском аэропорту Домодедово сегодня экстренно приземлился самолёт, летевший из Симферополя, из-за угроз пассажирки взорвать борт. Женщина утверждала, что лайнер заминирован, но никаких требований не выдвигала.
Авиахулиганов хотят усмирять «мягкими» наручниками
Наручники для авиадебошира. В Госдуме обсуждают проект закона о применении экипажем спецсредств сдерживания в отношении авиахулиганов. Этот документ уже рекомендовано вынести на первое чтение. Пока же бортпроводники пытаются утихомирить нарушителей спокойствия на борту самолетов при помощи подручных средств – например, шарфов и ремней.
"Применение спецсредств по отношению к авиадебоширам повысит безопасность на борту"
Госдума начала сбор отзывов на законопроект, разрешающий экипажам авиалайнеров использовать наручники, чтобы успокоить буйных пассажиров. Как сказано в пояснительной записке к документу, по информации крупнейших российских авиакомпаний, "во время полетов регулярно фиксируются случаи нападения и физического воздействия на бортпроводников и пассажиров".
"Чёрный год" для дебоширов
"Чёрный год" для дебоширов. Авиакомпании начали заполнять специальные списки, которые запрещают перевозку пассажиров, ранее замеченных в хулиганстве на борту. Тем, кто отличился безудержной удалью в алкогольном угаре, в течение 12 месяцев придется пользоваться другими видами транспорта.
Спорный дебош: Панин и пассажиры рейса Симферополь – Москва высказывают разные версии случившегося на борту самолёта
Актер Алексей Панин устроил пьяный дебош в самолете, летевшем из Симферополя в Москву. По крайней мере такую версию выдвинули некоторые пассажиры рейса. Сам актер утверждает, что он добровольно отказался перелета из-за неприятных предчувствий, и никакого скандала якобы вообще не было.