15:04, 18 марта 2021

Рефинансирование вместо “кредитных каникул”: банкиры саботируют меры господдержки заёмщиков

Госдума намерена обязать банки объяснять клиентам, почему им отказали в кредитной рассрочке. Эта мера поддержки граждан была запущена с началом пандемии. Но вместо моратория на выплаты банкиры навязывают клиентам рефинансирование кредита. В итоге заём получается ещё дороже. Обозреватель "Вестей ФМ" Павел Анисимов продолжит тему.

Банкиры саботируют меры господдержки заёмщиков, которые в пандемию не потянули выплаты. Год назад государство разрешило гражданам брать так называемые кредитные каникулы. Клиент банка пишет заявление с просьбой перенести ипотечные платежи на полгода или хотя бы уменьшить ежемесячные выплаты. Рассрочка положена не всем: заёмщик должен доказать, что ипотечная квартира – это его единственное жильё. Кроме того, нужна справка о том, что доходы должника упали на треть.

Выяснилось, что некоторые кредиторы спекулируют на проблемах заемщиков. Они отказывают им в "кредитных каникулах" без объяснения причин, что по факту означает банкротство. И тут же расстроенному клиенту предлагают рефинансировать долг: выплаты будут меньше, но в и итоге кредит обойдётся дороже. Комментирует руководитель проекта ОНФ "За права заемщиков" Евгения Лазарева.

ЛАЗАРЕВА: Было очень много ситуаций, когда заявка как бы "терялась" из-за технических сбоев. Время для человека в данном случае – это деньги, но он не понимал, что пошло не так, а на самом деле заявка не принята. Либо он не проходит по лимитам, либо неправильно составлено заявление. И когда он, например, не попадал в программу государственной поддержки, ему предлагали собственную программу реструктуризации. Или наоборот: предлагали свою программу, а потом оказывалось, что можно было государственной воспользоваться.

Формально банки действуют в рамках закона. С одной стороны, регламент "ипотечных каникул" обязывает объяснить отказ клиенту. С другой, рассмотрение заявки на рассрочку – это банковская тайна, которую нельзя раскрывать. Госдума предлагает отдельным законом обязать банки объяснять заемщику, почему ему отказано в "кредитных каникулах". В этом случае человек сможет быстро исправить неточности в заявке или обжаловать решение, в том числе в суде. Так считает финансовый омбудсмен Павел Медведев.

МЕДВЕДЕВ: Закон не совсем чётко написан, но достаточно ясно для того, чтобы недоразумения встречались редко. Но вот мой опыт показывает, что банки, когда положено, в общем предоставляют эти "каникулы".

У кредитных организаций есть резон скрывать причины отказа, говорит финансовый эксперт Семён Новопрудский. По закону "ипотечные каникулы" можно взять один раз в жизни, и у банков нет уверенности в том, что заёмщик сможет платить после льготного периода.

НОВОПРУДСКИЙ: За 15 – 20 лет, пока люди платят ипотечный кредит, ситуация с теми критериями, по которым даются "ипотечные каникулы", может возникнуть больше одного раза. И в этом смысле банки старались предложить более понятный продукт – рефинансирование. И только в крайних случаях они шли на "ипотечные каникулы".

По мнению банкиров, новый закон вряд ли заработает, пока им не скажут, что именно надо объяснять в отказном письме. Ведь в итоге будет достаточно отписки – что, например, должник предоставил неполный пакет документов для оформления "кредитных каникул", но без пояснения – какие именно недочёты нужно исправить. То есть формально банк выполнит новое требование, а по факту ничего не изменится.