тема: ЖКХ
17:43, 14 октября 2021

Собственников лишат права выбора УК? О новой стратегии развития ЖКХ

Проект стратегии развития коммунальной отрасли, разработанный в Минстрое, не содержит пункта о выборе управляющих компаний собственниками жилых помещений, то есть – гражданами. Вместо них назначением ответственных за обслуживание и ремонт многоквартирных домов займутся государственные региональные операторы. Но это не те организации, которые несколько лет уже собирают плату за капремонт, а новая структура. И для нее, весьма вероятно, в коммунальных платежках придется добавить новую строчку расходов. Подробности – у обозревателя “Вестей FM” Сергея Артемова.

В жилых домах поменяется высший орган – такими пафосными словами можно описать новации в стратегии развития ЖКХ до 2030 года. Вернее, орган этот – общее собрание собственников – останется. Но без главного полномочия – выбирать управляющую компанию. Этим займутся региональные операторы по управлению жильем, комментирует член Комитета ТПП по предпринимательству в сфере ЖКХ Дмитрий Гордеев.

ГОРДЕЕВ: Мы же сами выбираем магазины, операторов связи, такси. А представьте себе, что будет решать глава города, что все ездят только вот на этом такси или все пользуются только этим сотовым оператором. Это просто социалистическая экономика, мы от этого давно ушли.

Кроме того, у владельцев квартир есть базовое право выбирать в том числе и способ управления домом, говорит заместитель директора, руководитель направления правового регулирования ЖКХ юридической группы «Яковлев и партнеры» Павел Олейников.

ОЛЕЙНИКОВ: Мы же можем ТСЖ создать у себя в доме, если у нас есть подходящий для этого собственник квартиры, который может быть председателем ТСЖ и мы ему доверяем. Кроме того, в домах до 30 квартир у нас есть так называемый способ непосредственного управления, без создания юридического лица. По сути дела, создан конкурентный механизм управления многоквартирными домами: есть разные управляющие организации, и граждане на своих общих собраниях вправе выбирать их, исходя из своих желаний, по соотношению стоимости и качества обслуживания.

Не везде, впрочем, этот конкурентный механизм работает. Где-то людям наплевать, в каких условиях они живут, где-то у бизнесменов волосы дыбом встают от одного вида жилищного фонда, который стремится под их опеку. Однако и в этих печальных случаях ничего придумывать не надо, отмечает Павел Олейников.

ОЛЕЙНИКОВ: В соответствии с поручениями президента изменения внесены в Жилищный кодекс – созданы принудительные механизмы управления домами. Если дом – без управления, органы местного самоуправления могут назначить в определенном порядке управляющую организацию, которая будет управлять домом до года, и одновременно они проводят конкурс по выбору управляющей организации.

Но какие причины могли привести к появлению в стратегии положения о новых региональных операторах? Они могут быть сугубо бюрократическими. Например, масса домов возводится сегодня на сотни, а то и тысячи квартир: люди их приобретают, въезжают, обустраивают быт, и им не до собраний, предполагает Павел Олейников.

ОЛЕЙНИКОВ: Естественно, собрание проводить собственникам очень сложно, его можно проводить, по сути, только в электронном виде. В этой части тоже 25 мая 2020 года был принят закон, позволяющий проводить собрания в электронном виде сразу, без предварительного «бумажного собрания». Рынок развивается в этом направлении – создаются государственные и частные системы для электронного голосования.

Региональные операторы уже существуют. Они собирают во многих местах взносы на капремонт и занимаются отходами. Расширят ли их компетенцию или появится еще один оператор? Дмитрий Гордеев подозревает второй вариант: дело – денежное.

ГОРДЕЕВ: Достаточно туманная, расплывчатая формулировка, в которую можно засунуть все что угодно. Скорее всего, это будет другой регоператор. Понятно, что оператор по капремонту выполняет одну задачу, оператор по ТКО – другую. Здесь, очевидно, идет речь о создании органами власти в субъектах федерации нового регоператора. Регионам, губернаторам выгодно забрать фактически денежные потоки по управлению многоквартирными домами, “вставить” свои управляющие организации. Понятно, что если конкурсы будут проводить регоператоры, у них будут возможности “вставить” свои управляющие организации.

В проекте указано, что региональный оператор будет не простым выборщиком управляющей компании. Если та натворит безобразий – то оператор из своего кармана восполнит ущерб, нанесенный коммунальными авариями собственникам и третьим лицам. В чистом виде это – аналог страхования имущества домов, которое почему-то так и не работает в России.

Но карман регионального оператора все же предварительно требует наполнения. Дмитрий Гордеев поясняет: из опубликованной схемы пока непонятно, сколько жильцам придется платить дополнительно и кому.

ГОРДЕЕВ: Возможно, это будут, как считает, например, Ирина Генцлер из «Института экономики города», регоператоры, которые сами займутся управлением многоквартирных домов. Тогда они будут получать средства напрямую от собственника. Возможно, это будет цепочка: регоператор по управлению жильем выбирает управляющие организации, а вот уже по «составляющей на гарантирование ущерба общему имуществу», часть вот эту, из получаемых от собственника средств управляющие организации будут перечислять в этот новый, еще один «котел», который будет уже курировать новый оператор по управлению жильем.

Действующий Жилищный кодекс определяет Минстрою одну функцию – контроль за лицензированием управляющих компаний. Если в ведомстве видят какие-то проблемы в обслуживании домов – надо разбираться с управленцами и агитировать граждан к их быстрой замене, говорят эксперты.

Для воплощения же новой стратегии придется менять законы, в том числе и Жилищный кодекс. И если дело дойдет до этого – то и масштабы обсуждений, и накал эмоций вырастут многократно. Притом, скорее всего, все в итоге останется как есть.