тема: ЕГЭ
16:38, 13 августа 2018

Школьники против результатов ЕГЭ: можно ли добиться справедливости в суде?

Суд в Новосибирске отказал выпускнику в пересмотре результатов ЕГЭ по обществознанию. Школьник предъявлял претензии региональному министерству образования. Артем Веселов был не согласен с решением экспертов, которые признали один из его ответов неверным. В своей работе школьник сослался на учебник Высшей школы экономики, а его нет в перечне официально рекомендованных для изучения в школе. Спорными вопросами стали определение гиперинфляции и мини-сочинение на экономическую тематику. Подробности истории – в материале корреспондента “Вестей FM” Ольги Матвеевой.

По итогам единого госэкзамена по обществознанию Артем Веселов получил 88 баллов. В своем эссе школьник сравнивал типы экономических систем России и СССР. В качестве примеров он взял ассортимент и цены в магазинах. Причем, по мнению выпускника, ассортимент он изучал по историческим материалам, а цены – по личному опыту. Однако, по его словам, эксперты ЕГЭ не увидели разницы и не оценили работу по достоинству.

С оценкой, пусть и высокой, Веселов не согласился и обратился в конфликтную комиссию. Работу пересмотрели и добавили выпускнику 2 балла. Правда, Артему и этого показалось мало, и он решил отстаивать свои права в суде. В качестве ответчика призвал региональное министерство образования. А претензии касаются заданий, которые оценивали независимые эксперты. Но на первом же заседании суд отказал в удовлетворении иска. По мнению председателя Общества защиты прав потребителей образовательных услуг Виктора Панина, у школьника изначально не было шансов выиграть разбирательство.

ПАНИН: Поверьте мне, если суд примет решение в пользу этого гражданина, то система может быть парализована подобными исками. Суд не вмешивается в результаты, не разбирается с такими нюансами, скорее, обращает внимание на техническую сторону вопроса. И хотя в законе прописаны основания для подачи подобных жалоб, в существующей практике суды не вникают в детали. Просто отказывают по тем основаниям, что жалоба несостоятельна.

Действительно, правом оспорить результаты ЕГЭ в судебном порядке выпускники пользуются очень редко. Так, например, в прошлом году Свердловский областной суд отклонил жалобу школьника Алферова, который был не согласен с результатами оценки его работы по химии. Конфликтная комиссия ошибок верификации ответов не обнаружила, а Федеральный центр тестирования подтвердил отсутствие оснований для обжалования. Первый зампред комиссии по развитию науки и образования Общественной палаты РФ Людмила Дудова, курирующая прием обращений от граждан по вопросам ЕГЭ 2018 года, сообщила, что аналогичных жалоб на горячую линию не поступало.

ДУДОВА: Больше всего обращений было связано с тем, что неважно работала аппаратура. Было несколько обращений, связанных с непредоставлением работ с ответами. Были обращения, связанные с несвоевременным информированием о месте проведения экзамена. Горячая линия была не такой уж и “горячей”.

Оспорить результаты ЕГЭ школьник может, написав жалобу в конфликтную комиссию. На это ему дают 2 дня. После чего исследуются спорная экзаменационная работа, цифровые аудиозаписи и протоколы устных ответов. Для проверки привлекаются эксперты по учебному предмету. При этом в случае удовлетворения в рассмотрении апелляции баллов у ученика может стать как больше, так и меньше, предупреждает Людмила Дудова.

ДУДОВА: Ребенок приходит на апелляцию, где ему объясняют, почему и как оценен каждый его ответ. Если он не удовлетворен ответами экспертов, он имеет право подать апелляцию на большую комиссию на региональном уровне. Если же он и этим результатом не удовлетворен, он имеет право подать апелляцию в федеральную экспертную комиссию. По-моему, это уникальный случай – чтобы было судебное разбирательство по поводу неудовлетворенности работой предметных комиссий на региональном и федеральном уровнях.

Однако, по сообщениям разработчиков ЕГЭ, примерно через 10 лет подобная практика и вовсе исчезнет. К 2030 году проверку развернутых ответов школьников можно будет поручить компьютеру. Развитие искусственного интеллекта к тому времени должно достичь необходимого уровня, что позволит практически полностью исключить человеческий фактор.