тема: Минздрав
15:25, 24 февраля 2012

Минздрав может остаться без соцразвития

Минздравсоцразвития могут снова разделить. Предположения об этом, пока неофициальные, появились в прессе со ссылкой на неназванные федеральные источники. По вероятному сценарию, после выборов будут сформированы 2 отдельных министерства, курирующих трудовые отношения и здравоохранение, а Татьяна Голикова может уйти в отставку. Зачем понадобилось возвращаться к старым ведомственным структурам, разбирался корреспондент "Вестей ФМ" Николай Осипов.

Минздравсоцразвития - длинное даже в сокращенном варианте название министерства - может прекратить свое существование в нынешнем виде. Высокопоставленные чиновники, пока неофициально, предрекают, что ведомство скоро разделят на Министерство труда и Министерство здравоохранения, фактически восстановив прежнюю систему, которая некогда существовала. Зачем это делать, понимают пока не все, комментирует советник Института современного развития Никита Масленников.

"Такого рода изменения всегда должны быть связаны с каким-то крупным стратегическим маневром. Ради чего все это делается? У государства добавляются какие-то новые функции или оно считает, что где-то что-то упустило и в этих сферах внимание должно более плотно и точечно уделяться этим проблемам. Но пока такого стратегического маневра - какие функции государство будут укреплять, а от каких отказываться - не очень-то видно", - думает Масленников.

Возможное разделение Минздравсоцразвития некоторые эксперты считают в своем роде разочарованием в прежних реформах. Ведь правительство возвращается к схеме, которая действовала много лет назад и от которой чиновники стремились уйти, создав нечто новое, более управляемое и эффективное. Однако громоздкое ведомство не смогло равномерно работать в двух направлениях, следя и за здравоохранением, и за трудом. Этим, возможно, и объясняется новое реформирование, комментирует заведующий кафедрой труда и социальной политики Российской академии народного хозяйства и гослужбы при президенте Николай Волгин.

"Одно тянет другое: когда есть здравоохранение и есть социальное развитие, то всегда приходится выбирать определенные приоритеты. И в данном случае функционирование Минздравсоцразвития происходило при выделении приоритета в пользу здравоохранения, поскольку здесь очень много проблем. А ослаблялся не менее, а даже более важный и принципиальный участок - труд и трудовые отношения, отношения между трудом и капиталом. Разделение - это абсолютно правильная нацеленность", - считает Волгин.

О разбалансировке работы министерства говорят и представители профсоюзов, считая, что с тех пор, как в 2004 году Минтруда перестало существовать как отдельная структура, функции ведомства пришлось выполнять другим учреждениями - тем же профсоюзам или, в отдельных ситуациях, миграционной службе, приводит пример секретарь Федерации независимых профсоюзов России Александр Шершуков.

"Это привело к тому, что, например, такой важный вопрос, как вопрос об иностранной трудовой миграции, это проблема, с которой сталкивается Федеральная миграционная служба сейчас, но не Минздравсоцразвития. ФМС эту проблему решает двумя методами - либо полицейским, удаляя незаконных мигрантов, либо ультралиберальным, разрешая всем въехать по незначительным ценам, как вы помните, ФМС лоббировала идею упрощения получения лицензий на работу в России", - рассказывает Шершуков.

Отдельное министерство должно взять под контроль безнадзорные области трудовых отношений. Но другой вопрос - как разделить административные функции. Делить будет непросто, ведь когда несколько лет назад ведомство укрупнялось, превращаясь в суперминистерство, под него был сформирован целые ряд других структур. Как теперь поступить с ними - пока окончательно не ясно. Самым спорным может стать вопрос о распределении контроля за фондами - пенсионным, медицинским и социального страхования. Сейчас денежные потоки идут через пенсионный фонд в остальные фонды, но в новой структуре медицинское страхование должно отойти Минздраву, а значит, его нелогично финансировать через пенсионные сборы, курируемые Минтрудом. Исполняющая обязанности директора Независимого института социальной политики Лилия Овчарова описывает примерную схему структуры, считая, что новую административную архитектуру выстроить не так уж сложно.

"Чисто административно развести это не так уж сложно. Что касаются внебюджетных фондов, то они должны быть напрямую, как и ранее, подчинены правительству, поэтому фонды, видимо, будут подчинены правительству, а министерства будут работать в неких партнерских отношениях с фондами, но не будут ими руководить, что, на мой взгляд, правильно", - считает Овчарова.

Если предположения о раздвоении министерства верны, то под вопросом судьба нынешнего министра Татьяны Голиковой. Ранее безо всякого почета Минздрав оставил Михаил Зурабов, а теперь она может уйти, оставляя вверенную ей сферу далеко не в идеальном состоянии. С другой стороны, по мнению Никиты Масленникова, министерская работа Голиковой выглядит более позитивно. Ее критикуют, но это неизбежно - все-таки должность "расстрельная", как уже замечали.

"Я бы не сказал, что министр Голикова потерпела фиаско, где-то есть определенные успехи, прорыв - все-таки министерство достаточно серьезно продвинулось и в разработке законопроектов, и разного рода решений. Другое дело, что иногда решения носят такой односторонний характер, поскольку министерству не хватает обратной связи, работы в диалоговом режиме. Это действительно не налажено, но скажите мне, а какое другое министерство может продемонстрировать такие лидерские позиции здесь?", - рассуждает Масленников.

По предположениям экспертов, если Минздравсоцразвития превратят в 2 министерства, Татьяне Голиковой не станут подыскивать какой-нибудь утешительный пост. И это не стоит считать уходом для нее. Она, скорее всего, останется активным правительственным чиновником высокого уровня. Но кто сможет претендовать на 2 министерских поста, которые, возможно, появятся после выборов, пока прогнозов нет.