тема: Такси
15:40, 14 ноября 2019

Убийц и насильников не пустят за руль такси

Уголовники с непогашенной судимостью не смогут зарабатывать извозом. Минтранс предлагает не пускать за руль такси и общественного транспорта убийц, насильников и других осуждённых по тяжким статьям. Правда, только в том случае, если с человека ещё не сняли судимость: на тех, кого приговорили к условному сроку, запрет распространяться не будет. Если закон примут, всех водителей обяжут принести справку из полиции – сидели они или нет. По каким принципам сегодня набирают таксистов, расскажет экономический обозреватель «Вестей ФМ» Павел Анисимов.

Владельцев автобусных парков и служб такси не интересует "тёмное прошлое" подчинённых. От кандидатов требуют стандартный набор документов: паспорт, права нужной категории и справку о здоровье, рассказывает президент Московского транспортного союза Юрий Свешников.

СВЕШНИКОВ: При приёме на работу водителей-профессионалов требовалось подтверждение того, что у них есть удостоверение соответствующей категории: на водителя автобуса – категория D, на водителей легковых такси – B. И требуются специальные медицинские справки – что нет противопоказаний для работы именно профессиональными водителями.

Сложнее устроиться в большую транспортную компанию со своим парком дорогих машин. Там выше зарплаты, но и требования жёстче, рассказывает глава профсоюза московских таксистов Вячеслав Смирнов. Хозяева бизнеса дорожат клиентами и устраивают кандидатам тотальную проверку, вплоть до выявления судимости.

СМИРНОВ: Это делают таксомоторные парки, у которых есть свои автомобили. У них есть и своя служба безопасности, которая занимается проверкой людей. Они могут отказать человеку, если у него есть судимость.

Агрегаторы такси нанимают всех без разбора. К сервису подключаются дистанционно – достаточно отослать фотографии водительских прав и машины, на которой человек собирается «бомбить». Предполагается, раз есть права, то потенциальный таксист взял справки у психиатра и нарколога и прошёл медкомиссию.

Большинство специалистов – против такого подхода. По их мнению, проверить адекватность водителя онлайн невозможно. Поэтому некоторые обманывают компании-агрегаторы – в фотошопе меняют водительский стаж, а то и вовсе высылают работодателю скан чужих документов. А потом пассажиры жалуются на опасных таксистов, изнасилования и грабежи прямо в салоне такси. 2 года назад полиция за неделю поймала несколько десятков таксистов с судимостью за убийство, захват заложников и изнасилования. Тогда и предложили проверять профессиональных водителей на «уголовку». Но до сих пор непонятно, как это сделать в нынешних реалиях, говорит член Общественного совета при Минтрансе Андрей Попков.

ПОПКОВ: Раньше это всё проверялось по трудовой книжке – где и когда он работал, проверяли у бывшего работодателя. Сейчас работодателей нет, так что проверить очень проблематично. У агрегаторов нет таких полномочий – проверять, и никто им их не даст: это – коммерческая структура. Иначе они сформируют свою базу и будут её продавать направо и налево.

Эксперты опасаются, что под новые ограничения для водителей-таксистов попадут не только осуждённые за тяжкие преступления. Владельцы таксопарков начнут отказывать тем, кто сидел по другим статьям, например, за мошенничество. По логике работодателя, раз человек попался на воровстве, он и дальше будет обманывать людей. Но для бывших сидельцев работа в такси – зачастую единственный способ честно заработать на жизнь.

Идеальный вариант – пускать за руль такси по именному разрешению, говорят специалисты. Человек собирает все справки, в том числе о погашенной судимости, и получает сертификат на извоз. В случае серьёзного нарушения его аннулируют пожизненно, и этот бизнес для водителя закрыт навсегда.