тема: Такси
16:47, 03 декабря 2019

За руль такси пустят только бодрых водителей

Таксистов предлагают проверять удалённо. На каждого водителя оформят электронный путевой лист, а в машинах установят «мониторы усталости». Строгий контроль должен снизить аварийность – такси стали "биться" в полтора раза чаще, чем год назад. Эксперты говорят, что главная причина частых аварий – переработки из-за низких тарифов и таксисты-нелегалы. За рулём может оказаться кто угодно, даже человек без прав. Проверить такого водителя невозможно. Экономический обозреватель «Вестей ФМ» Павел Анисимов продолжит тему.

За руль такси пустят только бодрых водителей. Специалисты придумали устройство, которое определяет состояние таксистов. Прибор с камерой подключается к бортовому компьютеру машины. Он анализирует мимику человека и его взгляд. Если водитель прикрывает глаза и не следит за дорогой, устройство отключает машину от заказов, пока таксист не выспится.

Эксперты не берутся судить, насколько точно система мониторинга определяет состояние водителя. Прибор может не учитывать некоторые нюансы физиологии – например, человек просто зевнул, а компьютер посчитает это усталостью. Кроме того, монитор не поможет, если водитель подключён к нескольким агрегаторам. Например, «Яндекс.Такси» откажет ему в заказе, он перейдёт на Gett и сможет сутки без перерыва возить пассажиров, поясняет член правительственной комиссии по безопасности дорожного движения Наталья Агре.

АГРЕ: Сегодня любой водитель такси может быстро переключиться с одно агрегатора на другого. Как только его отключают от системы – либо за нарушение, как это делают крупные агрегаторы, либо за переработку, то он сразу подключается к другой системе, которая не является столь требовательной.

За состоянием самих машин тоже хотят следить удалённо. Агрегаторы такси вместе с Минтрансом продвигают идею электронных путевых листов вместо бумажных. Это своего рода обязательный мини-техосмотр перед каждым выходом в рейс. Сейчас путевой лист можно купить в Интернете и возить пассажиров на неисправной машине. Чтобы такого не было, ежедневную диагностику оцифруют. Данные о предрейсовом ТО в таксопарке или договорном сервисе автоматически попадут в общую базу. Сотрудники ГИБДД или Технадзора смогут проверить машину онлайн. Если путевого листа нет, такси отправят на штрафстоянку.

Похожий способ пробуют с ежедневным медосмотром. В специальных кабинках на автозаправках можно измерить давление, пульс и «продуться» с помощью алкотестера. После через онлайн-камеру таксиста осматривает врач и выдаёт заключение. Систему обмануть сложно, поскольку обследованного сравнивают с фотографией из базы легальных таксистов, поясняет маркетолог компании MedPoint 24 Екатерина Галустян.

ГАЛУСТЯН: Они сверяют лица. То есть были даже моменты, когда некоторые водители пытались там засунуть в манжету другую руку, а находился при этом на осмотре другой человек. Наши врачи смогли быстро распознать через отражение – по-моему, в стекле шкафа, что, соответственно, неправильным образом проходит медосмотр. И этого человека отстранили.

Все эти меры должны остановить эпидемию аварий с участием таксистов. В этом году число ДТП с жёлтыми машинами выросло больше чем в полтора раза, а в Москве вообще рекорд – аварийность подскочила на 70%. Эту проблему не решить тахографами и дистанционным осмотром, поскольку нет единой базы таксистов, говорит руководитель центра Международного евразийского форума такси Станислав Швагерус. Вручную проконтролировать все 30 миллионов заказов такси в сутки невозможно.

ШВАГЕРУС: Прибор по определению личности, который будет стоять в машине, – а с чем он будет сравнивать? В Москве порядка 60% – это водители-иностранцы. В некоторых регионах эти реестры находятся в виде амбарной книги, то есть не в машиночитаемом виде. И те же самые агрегаторы не могут проверить онлайн, есть ли на эту машину разрешение.

Это – серьёзная проблема сервисов такси. Формально они не виноваты, если водитель-нелегал с их заказом попал в аварию, но за это их всё чаще штрафуют. Суды признают, что агрегаторы вводят пассажиров в заблуждение, если водитель, за которым числится такси, передал машину другому человеку, а тот попал в аварию.

Эксперты ждут новый закон о такси, который никак не пройдёт в Госдуму. Документ предлагает не пускать за руль водителей с иностранными правами, а все машины оборудовать тахографами. Если новые правила одобрят, нелегальных таксистов станет меньше, говорят эксперты, но тарифы вырастут, так как перевозчикам придётся потратиться на дорогое оборудование.